В
настоящее время происходят
существенные изменения к требованиям, предъявляемым к школьникам, усложняется
школьная программа.
Успешность обучения в
школе во многом определяется
тем, насколько
подготовленным приходит
ребенок в образовательное учреждение. Для успешного усвоения
школьной программы ребенку важно не только быть готовым интеллектуально, но также иметь адекватную самооценку, эмоциональную стабильность, уверенность
в себе и в своих силах. Наличие этих составляющих поможет показать все
свои знания, умения, а также
легко усвоить новые.
В тоже время,
основываясь на практическом опыте, мы констатировали, что часто дети не
имеют достаточного представления
о себе, о своих возможностях, умениях, навыках, о том, чему
они уже научились и о
том, чему хотят научиться.
Многие дети имеют повышенный уровень тревожности, который может негативно повлиять на школьное
обучение в будущем. Ряд детей имеют неадекватную самооценку (часто
заниженную). Поэтому для формирования представлений о себе, для
формирования более целостного
образа «Я», для снижения тревожности и
повышения самооценки нами в
2011-2012 учебном году была выбрана
такая интересная форма
работы как создание детьми книги о себе. Занятия
с детьми были организованы и
проведены как в
индивидуальной, так ив групповой форме, продолжительностью 25-30
минут.
Итогом работы было
создание детьми книги
о себе. На каждом занятии мы,
изучая определенные темы, просили детей нарисовать, написать,
сделать коллаж определенной тематики, делали
фотографии поделок, сделанными детьми (дети приносили поделки из дома).
Вот некоторые из страниц книги:
– «Мое имя»;
– «Моя
семья»;
– «Я умею, я
могу»;
–
«Меня радует ….»;
–« Я
огорчаюсь когда…»
–
«Дерево желаний»;
– «Я уже научился…»
–«Я хочу
научиться…»
–«Дерево моих талантов» и др.
Книга была
дополнена фотографиями детей в разных видах деятельности. Итогом
создания книги стало изготовление детьми
обложки и оформление книги в пружинный
переплет.В процессе написания книги мы проводили
работу с
родителями. Работа с родителями детей
предусматривала индивидуальную консультативную
работу, а также родителям было предложено, например, создать свое семейное древо, которое также
было помещено в книгу. Были организованы выставки работ детей (страницы их будущей
книги). Важно
отметить, что процесс написания книги
вызвал у детей и
родителей большой эмоциональный отклик. Дети радовались каждой новой странице, каждому новому
открытию о себе, хвастались своими новыми достижениями, научились
выделять в себе свои
достоинства, умения. Тревожность
детей стала ниже, повысилась самооценка. Родители отмечали, что узнали
много нового о своем ребенке. На выпускном
вечере каждый выпускник детского сада получил книгу.
Считаем, что такая форма работы, которая позволяет иметь видимый, ощутимый результат
(в нашем
опыте «Книга обо мне») является
эффективной при формировании психологической готовности к
школе. Учитывая положительный
опыт и пожелание педагогов, в
новом 2012-2013 учебном году данное
направление работы будет продолжено
с детьми подготовительной группы.
Ниже
представлены некоторые из страниц книги.
Большое спасибо за Вашу рааботу!Детям и правда очень понравилось работать над этой книгой. Ребенок почти каждый день прихоил и с востсргом рассказывал о том, что он делал сегодня, просил сфотографировать его поделки для книги,рисовал,сочинял.Теперь придя из школы он часто просматривает свою книгу.
ОтветитьУдалитьЕлена Александровна, для меня работа именно с группой в которой был Богдан особо ценная, т.к. это первый мой опыт написания такой книги. Спасибо!
ОтветитьУдалить!!!!!!!супер-книга! Эта книга ребятам станет незабываемым подарком из детства.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья! Уже два года пишем книгу с детьми в течение года, а на выпускном вручаем, и обложку сами делают, а еще фото вставляем! Действительно, процесс написания книги СТОЛЬКО рассказывает о ребенке, о его проблемах, его внутреннем мире... В новом учебном году третий сезон...
УдалитьЗдоровская штука - такая книга о себе!
ОтветитьУдалитьВ том садике, куда на следующей неделе пойдет моя дочка, тоже делают личную книгу ребенка. Заводят такую большую не то тетрадь, не то книжку (формата А4, с белыми листами), и периодически дети в них "оставляют свой след" - или рисуют, или диктуют воспитателю, что туда записать, или какие-то аппликации делают и т.д. В общем, мне уже сейчас интересно, что за сокровище принесет домой мой ребенок через три года.
Да, интересно будет посмотреть!
УдалитьОбожаю такие книги! Очень много усилий прилагала всегда для ведения и оформления таких книг- хотелось, чтобы у ребёнка осталась память о детсадовских годах, а ещё мы использовали их для обучения чтению: я подписывала , например, вставленные фото, словами по слогам и с выделением гласных)
ОтветитьУдалитьАлена, добавила страницу в закладки! Такая форма работы мне нравится! Хорошо бы провести что-то подобное. Как вы занимались с детьми? Делили ли на подгруппы? Какие еще темы затрагивались?
ОтветитьУдалитьАлена, эта работа - одна из моих любимых. Как-то увидела что-то подобное в передаче по ТВ и загорелась. Было лет 8 назад. Это одно из самых эффективных моих направлений работы с детьми. но.... самое времязатратное. Я когда занималась этой работой со всеми детьми, то на остальную работу оставалось очень мало времени. Сейчас бы я взяла не всех детей, а часть - тревожных, неуверенных, с проблемами в ДРО и в этом случае проводила бы совместные занятия мама-ребенок и так бы они вместе писали книгу о семье. Это идеал.
УдалитьПисать не все дети умеют - поэтому работа чаще проводилась индивидуально - ребенок говорит, а я записываю. ПОдключать воспитателя - не всегда оправданно. Я ведь все дословно записываю - отсебятины не пишу, вопросов лишних не задаю - все по существу. Вот и время на это уходит. Потом фото для книги и переплет, ламинирование обложки и печать на плотной цветной бумаге (книга должна быть достойной)- вопрос финансов - с группой договориться труднее чем с несколькими. В целом все что относится к личности ребенка и к его семье.
Удачи!