суббота, 20 июня 2015 г.

Каменная азбука


Здравствуйте, уважаемые читатели!

К  современному  школьнику предъявляется много требований. Безусловно, умение читать хоть и не озвучивается  как одно из них, но подразумевается. Я  соглашусь с тем, что первокласснику, умеющему  читать, гораздо легче  влиться  в школьную жизнь.  
Вопрос  в другом - когда  нужно начинать учить читать? У каждого родителя  есть свое представление об этом. Я, как  мама уже  взрослого сына, которая стала  "учить читать" мальчика  в  3,6 года, могу смело сказать: зачем? Зачем  ребенку  в  3, в 4 и даже в неполные пять лет читать? Считаю, что во всем должен быть смысл. И не  стоит забывать о законе сохранения энергии: где-то прибыло, а  где-то обязательно убудет. До пяти лет, на  мой взгляд (свое мнение я сформировала на  основе исследований психологов, психиатров и неврологов, например, В.И. Гарбузова), большее  внимание следует уделять развитию эмоциональности, творчества, расширению кругозора,  больше  общаться  с  природой, слушать музыку, развивать мелкую моторику и т.д. 


Но вот моему  младшему  сыну уже 5,6 и я  смело начинаю играть в слова и слоги! Конечно, только в  игре и никак  иначе. В  принципе, на другое  мой  парень и не  согласен... Без истинного увлечения и внутренней  мотивации (не так: вот прочитаешь - тогда  мультик включу)  привить любовь к  чтению невозможно. Можно, конечно, научить, но это будет наше  желание, а  не  ребенка.  Не могу  сказать,  что Ваня очень любит читать, но меня  радует,  что он мне  напоминает: "Ты же  говорила,  что будем два  раза  в день читать, а  вчера  читали  всего один". 

В  нашем арсенале  игр для  чтения есть несколько любимых. Вот одна  из них  - "Каменная  азбука".

Каменная азбука  родилась из нашей  с  Ваней любви к  камням. Найти ровные гальки нам  пока  не  удалось - поэтому мы собрали коллекцию самых обычных камней, но с  настоящих Уральских гор в одно из наших путешествий.  


Я  нарисовала на  камнях   буквы и слоги  самой  простой гуашью,   а  потом  покрыла  их лаком  для ногтей. Оказался  лак  с блестками - в  планах дополнить коллекцию слогов и букв и использовать простой лак - блестки мешают мне, но Ване  нравятся...

Конечно, наш метод не новый  и давно применяется многими мамами, но вдруг кто-то увидит что-то новое для  себя.

Как  мы  с  Ваней играем.

Сразу хочу  отметить, что сейчас  Ваня  автоматизирует звук "л", поэтому  именно этому  звуку и словам,   в  которых он есть, мы  уделяем больше  внимания.

Игра "Поиск буквы  "л"

Ваня находит букву "Л" на всех камнях.



Игра " Чего не  стало?"

Традиционно: один  или несколько камней убирается и ребенок  называет какого не  стало. Проговаривает слоги и  буквы многократно. 

Чтение  коротких "слов" (упор на  звук "Л")


Игра  "Что в  мешочке лежит?"

Бывает трудно увлечь чтением надолго. В мешочке  лежит определенное  количество   камней  - достали - прочитали  и все. Эта  игра  хороша  как  самостоятельная - так  между  делом. Пару  минут и все. 



Игра "Мостик"

Бежим  глазками (или  пальчиками)  от слога  к  букве и получаем  слова. 


Некоторые камни таинственные.... Как этот.
Что это? Видимо, следы истории...


Такие  камни сами  просят:  раскопай  меня! И Ваня, предложил игру : "Письмена древних людей".  Предложил сам. Значит уже  есть интерес  к  чтению...



Раскапываем  и составляем  слова или  предполагаем о том, что хотели  сказать древние люди  (вдруг у наших древних людей  уже  были буквы, похожие  на наши...)

-Какие  слова  есть на звук "Ж"? 

-Какое  слово начинается  на  слог "лы",  "па", "со" и др. ? 

Вот такие  простые  игры в  чтение я  использую в  работе  со своим  сыном. 

26 комментариев:

  1. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Игры очень интересные и обязательно помогут Ване не только научиться читать, но и стать исследователем русского языка! Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте! Спасибо за отклик! Я начала систематично играть в чтение (сперва просто пыталась по букварю Жуковой) около двух недель назад (чуть раньше может) и уже Ваня здорово читает! Конечно, слова простые, состоящие их двух слогов, но уже! Я рада. Самое главное - ему интересно. Надеюсь, что я не перегну палку...

      Удалить
  2. Алена Валерьевна, здравствуйте! Мне очень понравилась такая идея обучения чтению!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте! Спасибо! Мне и самой она все больше нравится.

      Удалить
  3. Спасибо за Ваши идеи, камней у меня много, вот не знала, куда их деть, собиралась уже выбросить, ан нет, теперь знаю, что с ними делать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Камни- чудо материал. Можно и просто порисовать предметы - для Миланочки просто постучать ими уже в радость. НУ и на вкус попробовать, конечно же...

      Удалить
  4. Алена, такие камни интересные! И игры некоторые для меня новые, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, на Урале гальки мало. в основном просто камни с неровной поверхностью. КОгда мы по горам гуляли- нашли место где плоских камней много - скала какая-то рассыпанная - там добывали что-то. Такие камни очень подошли. А игры Ваня уже новые придумал Интересно с мостиком - вообще классная идея. Вая берет по три палки и расставляет слоги и буквы - без системы и мы читаем то, что получается по очереди. Я просто удивляюсь как ему это нравится ! ЧИтать по букварю - не для Вани....ОН у меня Играющий парень - все по закону возраста - приходится следовать за ним.
      Придумал игру: камни разложены все на кровати (перед сном играем) и Ваня привозит машину и говорит какой слог ему нужен. Я включаю дурочку и показываю штук пять других - он их читает, а потом нужный слог. Наполняет подъемный кран и целится в шарик на горке (строит постройку) и пуляет стрелой крана - потом за новым грузом. Не оттащить... Скоро слова будем читать побольше.

      Удалить
  5. Алена Валерьевна, интересная идея с камнями.
    Я не помню, когда научился читать мой сын, помню, что это было рано. Очень его привлекла книга в нескольких томах "Энциклопедия юных сурков", она как раз для таких исследователей, как вы с сыном. Герои диснеевских мультиков "учат" и костер разжечь, и палатку поставить, и дают ценные подсказки в изучении природы. Все с картинками и небольшим количеством текста. Что ребенок не понимал, он спрашивал. Вырос человеком читающим, пусть и не классику, но се-таки книги в его руках я вижу часто. В интернете можно с книжкой познакомиться, а если понравится идея, то и приобрести. Успешной вам учебы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего себе - сам по книге читать научился. Такое бывает - слышала, но очень редко. Видимо, Ваш сын талантливый парень. На такое способны единицы. Прочитала ниже Ваш комментарий и еще раз в этом убедилась, но таких единицы. Вам повезло! Вообще интеллект - от мамы.
      Наша учеба пока радует и меня, и Ваню, и папу, и бабушек, и дедушек, и даже Кирилла! Всех зовем на сеансы игр!

      Удалить
  6. Алёна Валерьевна, как я согласна с Вами: именно в игре нужно учить ребёнка читать!
    У нас сегодня малыш не владеет русским языком, не умеет читать, а его ведут родители изучать английский язык. Смешно это...
    Ваша методика, на мой взгляд, уникальна. Интерес, мотивация - есть всё. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, скажу по секрету, что я именно такая неразумная мамаша. Когда сын (года в три) пошел в группу со "скромным" названием ЭЛИТА (она и сейчас существует), то предложено было изучать сразу три языка по новой методике. Английский, немецкий и французский... Ребенок приходил домой и лепетал нечто, чего я не понимала. Метод погружения? Однако сын, в свои двадцать с небольшим хвостиком теперь в совершенстве владеет английским (это не заслуга школы, где ему ставили четверку, да и то со скрипом)... Может быть есть некий резон в раннем обучении?..

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, а у меня не в игре просто не получилось! Никак... Вернее через силу - это не по мне. Столько сил на преодоление уходило, но как только появились камни- Ваню от чтения не оттащить и как-то все легко стало получаться и глаза горят и просит еще и еще! Ваня у меня еще тот моторчик с чертиками в глазках - ему если не интересно, то никак не заставишь.

      Два раза в неделю по 30 минут - это не научит ребенка языкам....А если еще и логопедические проблемы, то ребенку буде трудно...

      Удалить
    3. Галина Станиславовна, Вы назвали ключевое слово - "погружение ". когда Ваня будет в 11 классе, то ин. яз - будет обязательным при сдаче. Вот я и думаю: самое разумное - э то сделать так, чтобы язык стал родным, а для этого нужно не просто учить слова, а уметь говорить на этом языке. общаться также как на русском (как Ваш сын). Считаю, что для этого нужно не просто заниматься с репетитором два раза в неделю, а быть в речевой среде, например, ездить в лагеря специализированные, посещать клубы и т.д. Т.е. быть активным носителем языка. Конечно, это финансово затратно, но на мой взгляд необходимо.

      Удалить
  7. Очень необычное исполнение! Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника, рада Вас видеть! Спасибо! Игры интересные - проверено!

      Удалить
  8. Алена, очень люблю такое :) класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ален, я даже не сомневаюсь! Мы из одной песочницы.

      Удалить
  9. Класс! Такая идея отличная! )) Нам можно английский алфавит так за лето изучить ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, вот правда - Ваня с простыми книгами и карточками так не стал бы играть - да и не стал. Камнями мы каждый день по два раза играем и он уже все выучил - надо новые писать. А как ему нравится. мы в пуляние играем. Прямо пищит от удовольствия.

      Удалить
  10. Алена, спасибо! Утащила в копилку эту замечательную идею. Осталось найти подходящие камни:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, да - дело в форме камней.... Лена, идея хороша. нетсндартность ситуации вызывает стойкий интерес. Ваня уже легко читает 5-6 буквенные слова и понимает их смысл! Всего неделю читаем на камнях .... Всему свое время все-таки... Торопиться совсем не к чему.И нравится ему! Достать из мешочка 2-3 камня и прочитать то, что можно сложить., меняя камни местами. Перед сном 15 минут и все.

      Удалить
  11. Вчера на пляже камешки собирали,но у нас не такие как у вас,спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
  12. Отличная тактильная азбука! И раскопки камешков - просто супер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, Ольга, а дети так любят все раскапывать.... Ване больше в стрелялки камнями нравится играть и читать так.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...