вторник, 30 июня 2015 г.

"Репка" - развивающее занятие для детей раннего и младшего дошкольного возраста



Занятие по сказке - что может быть лучше и не только для  детей  раннего и  младшего дошкольного возраста. В одном из частных развивающих центров  я  провожу сказочные  развивающие занятия, а  с  нового учебного года набираю группу  детей раннего возраста по направлению "Развитие речи".  Хочется  поделиться  еще одним занятием. Фото делала  уже дома. Буду рада, если  мои идеи (и не только мои, используемые  мною) пригодятся  родителям и коллегам, а для  меня это миниконспекты.

Занятие было проведено в  группе (2  человека - лето на дворе вот и  группа  маленькая). Участвовали две девочки в возрасте  2,9-2,10. Отмечу, что девочки достаточно развитые и может для других этот уровень сложности будет высок - упрощайте.  Данное занятие  смело может быть проведено и в  группе  3-4 лет. 


В  своих сказочных занятиях я  всегда  использую психологическую песочницу - мою помощницу. Песок  позволяет организовать детей, собрать их вокруг песочницы  и они никуда  не разбегаются....
  
Традиционный ритуал - поиск  подсказки.   Ритуалы - важное  составляющая любого занятия, позволяющий  создать зону безопасности - ребенку все знакомо и опасаться нечего, а  также это дисциплинирует детей - как режим дня. 

Дети отыскали  частички чего-то, выполненного из салфетки. Было необходимо собрать  и подумать о том, что бы это могло быть. Алена  Валерьевна замудрила, что позволило найти еще одно развивающее задание

Собрать дети самостоятельно не  смогли, но пытались! Нужно проще разрезные картинки делать.
   


Когда пазл собрался, то на  мой  вопрос: "На  что это похоже?", я  услышала удивительные и в тоже время  очевидные для детей ответы:
-Сердечко!
-Луна!

Что делать? Придумать на ходу новое задание  и  подвести детей  к  правильному ответу (я то планировала  услышать: "Репка!"). 



На помощь пришел чудесный мешочек. 

Дети по очереди доставали фигурки и сравнивали  с образцом-пазлом: похоже  - не похоже (чем отличается - ввели  слова :  цвет и форма).



Каждой  фигурки  в  мешочке по две - девочки находили  на ощупь пару - развивали тактильный интеллект.

 
 Вот наш улов.  Эта  игра  детям очень нравится!  А  какая  она полезная: и коммуникативные навыки развиваем, и тактильную чувствительность и речь и даже элементарные математические  представления! 


Вот и репку нашли!  Сходства: цвет и форма, а  отличаются  размером.


-В  какой  сказке встречается  репка?
-В  "Репке!".
Ну , слава  Богу...
-Девчонки, в одной  деревне стояла  избушка. Какая она?

Ставится  фигурка  и дети описывают избу: деревянная, с окошком, шторками и т.д. - Развитие речи в  интересной  форме.

В этой избушке жил дед. Какой дедушка?
-Старенький!  - сказали девочки.
-А еще какой?
Обогащаем словарь-признаков. 


И вот пришла  весна и дед решил посадить огород. А  из чего вырастают овощи?
-Из семечек.
-Давайте  поможем деду и выберем  семена.

Тут на помощь приходят мои тактильные мешочки.
Девочки ищут парные  (пальчики смотрят)...

Парные мешочки обязательно открываем и проверяем и думаем: могут ли из макарон вырасти овощи? 



Решаем  из каких семян буду выращивать овощи и делаем грядки - вот так. Проговариваем : длинная прямоугольная грядка.



Сеем семена. Задание  простое, но  классное! Нужно работать тремя пальчиками и не  выходить за  пределы грядки! А это ох как  непросто! 


Думаем, а  какие  овощи могут вырасти? 
Я  показываю фигурки (в  том  числе  фетровые фрукты-овощи) и мы  решаем: на грядке  растут или на дереве? 


Все лишнее отметаем...



И садим огород ...


 Но ведь репка  не  сразу  выросла большой... 
Вот и играем  в  то, как  она  росла... Сперва она была маленькой...




Девочки выкладывают последовательность...



А потом закрывают глазки (как они это любят!)  и ищут место одной  картинке, которая убежала.  Игра  повторяется  несколько раз. 


А вот и репка подросла...
-Как думаете - какую репку дед один не  смог вытянуть?



Герои сказки "Репка" - прищепочный театр. Нашла  на  просторах Интернета  и  не  сохранила ссылку  на  автора. Если  автор узнает свой театр - пишите  и я добавлю. Ваш театр  супер! 

Один момент: когда  дети увидели героев  с  двух сторон прищепок, то сказали:  "Два деда!" или  "И тут дед и тут!" - нужно на одной  стороне  прищепки оставлять - чтобы  детей  не  вводить в заблуждение. 

Думаю,  что для  репки прищепочный  театр - самое то! Герои  реально  вытягивают репку! 


Проигрываем  весь спектакль. Причем, зовем следующих героев  вежливо: бабушка, пожалуйста, помоги!
Описываем  всех героев: какой он? 


Когда  тааааакая  репка вырастает, то одному ее  не  съесть! Ставим  стол, делаем  кашу из репки (кусочки пластилина желтого цвета отрываем- осталось за кадром)...


Еще  мы сделали  мини-книгу: вырезанные герои дети наклеили на  альбомный лист в заданной  последовательности. 

Вот материалы  для  скачивания -герои не  моего изготовления. Спасибо автору Катерине из Страны Мастеров! 






Регламент занятий в развивающем центре - 45 минут. Для детей 2-3 лет это много, но я всегда  поражаюсь тому, как  увлеченно играют дети! Это для них игра  в  сказку и  не более того. Их из кабинета  не  вывести - требуют продолжения  путешествия...Не устали, видимо...

28 комментариев:

  1. Алена, спасибо большое за конспект занятия! Очень интересное получилось и есть чему поучиться))
    Несколько идей украду в копилку)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, рада. что ваша копилка пополнится! Так и учимся друг у друга, а еще и дети наши учителя.

      Удалить
  2. Добрый день, Алена Валерьевна! Читала и себя представляла на месте Ваших воспитанников, словно вновь в детство вернулась... Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, очень рада вас видеть! Я сама так каждый раз в детство возвращаюсь.. Играю и радуюсь...

      Удалить
  3. Алена, после Ваших занятий все больше и больше хочу песочницу! Занятие очень понравилось, некоторые идеи взяла для себя. Тактильные мешочки классные, надо тоже нашить. С разрезными картинками порой также перестараюсь, но здесь интересно наблюдать за тем, как дети пытаются их собрать: кто-то практически сразу бросает да еще и с возмущением, а некоторые сидят-пыхтят и все-таки сделают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, не пожалеете! Песочница - выручает меня каждый раз. Как и мешочки! Мы с содержимым мешочков иногда целое занятие проводим. Удачи!

      Удалить
  4. Так конечно играют и больше, очень даже понятно...Это ж как интересно-то, а!!!
    Алена Валерьевна, а вы не думали о написании собственной книги по развитию детей???
    С пособиями, например...Многие родители плачут по таким вещам, чтобы интересно и полезно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, думаю. Только вот кому предлагать? Думаю, что идей полезных у меня много и действительно все доступно и интересно. Спасибо Юля!

      Удалить
  5. Алена, спасибо, что обогатила мою сказочную коллекцию новыми играми! Утащила в копилку:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, приятно....Удачи! Буду ждать твоих занятий!

      Удалить
  6. Вот если бы репка была с ботвой при раскопках, то дети, наверно, ее бы узнали.
    Интересная мотивация перед демонстрацией сказки. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, да - согласна! Легких путей не ищем. В этом варианте тоже есть рациональное зерно - воображение развили... По-хорошему это занятие - сказку хорошо проводить осенью или в августе когда есть настоящая репка - можно ее и понюхать и порезать.... Хотя можно ведь и про картошку сказку или морковку - чем не вариант? всегда в наличии! Спасибо Вам огромное!

      Удалить
  7. А я ничего "красть" не стану, просто попробую воплотить идеи Вашего занятия с внученькой, как только она чуть подрастет. Спасибо огромное!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, играйте с радостью! Просеивать песок уже можно!

      Удалить
  8. Анна Борисовна, я вот думаю: у меня ведь в принципе скоро тоже могут быть внуки (тьфу-тьфу-тьфу) и я буду сними играть - если мама позволит.... Я ведь свекровь....

    А Вам повезло - дочку имеете! Удачи Вам в играх с Миланочкой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, повезло!!! Правда, бабушке Ане иногда очень трудно выкроить время, но стараюсь. Вторя бабушка посвободней, да и двор у нее свой. Но у кого и когда будет гостить Миланка, спору нет, ладим!)))

      Удалить
    2. Здорово, что есть две бабушки и они могут договориться!

      Удалить
  9. Алена, спасибо, славная Репка! Очень захотелось поиграть. Прищепки в этой сказке, действительно весьма удачны).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я приклеила на двухсторонний скотч, но они отклеиваются - нужно на клей посадить. Аня, спасибо!

      Удалить
  10. Замечательная сказка на прищепках в песке!

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте, Алена! Идея прищепочного театра мне тоже очень понравилоась, аж руки зачесались сделать!
    Только автор у картинок не Катерина из Страны мастеров, а RNToys (или РНТойс-игрушка). Называется "Театр на магнитах "Репка"
    http://shkola7gnomov.ru/catalog/skazka-repka-teatr-na-magnitakh/
    Очень нравится, как Вы комплексно проводите занятия с песочницей.
    А как Вы мелкие семена из песка потом достаете? Просеиваете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Вероника! Просеиваю большим ситом - этот песочный дождик так нравится детям!
      Спасибо за уточнение об авторстве! Песочница вообще очень многогранная вещь. Песок позволяет раскрепостить детей - ведь он впитывает в себя отрицательную энергию, заземляет.
      Было очень приятно читать ваш комментарий!

      Удалить
    2. Спасибо, Алена!
      А можно задать личный вопрос? У Вас дома есть песочница - для игр с Вашим сыном?

      Удалить
    3. Песочница есть и дома и песок. ИГраем с Ваней и это далеко от песочной терапии.

      Удалить
  12. великолепное занятие. спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. СПасибо! Сама прочитала свое занятие и поняла, что нужно и в этом году включать в работу.

      Удалить
  13. Какое замечательное и интересное занятие. Даже самой захотелось присоединиться к нему. Потрогать песочек, вслепую пощупать, что в мешочках и найти парное-непарное. Очень здорово!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...