Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Я начинаю цикл развивающих занятий для дошкольников, основанный на сказках. В.А. Сухомлинский назвал сказку, игру животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро. А самое главное - сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.
Хочется еще добавить, что использование песочной терапии усиливает эффект сказок, делает занятия наиболее эффективнее и интересней ребенку. Песок - он такой волшебный, что даже самые "нехочухи" начинают усердно работать, удивляя своей усидчивостью родителей.
Вплетая в ход сказочного занятия игры на развитие мышления, памяти, восприятия и и.д., возможно добиться потрясающих результатов!
Итак, приглашаю Вас в СКАЗКУ!
Нас встречает волшебная кувшинка, которая переливается разными цветами и настраивает на сказочный лад...
Передавая кувшинку, мы говорим много разных слов (пожелания друг другу, добрые слова, свои воспоминания и т.д.)...
Одним из вариантов погружения в сказку является поиск подсказки. Собрав пазл, ребенок называет сказку (или не называет). С пазлом можно поиграть: назвать что нарисовано, посчитать бабочек, цветы; описать время года (признаки); поиграть в "данетку" - спрятать бумажку под одним из кусочков пазла и, задавая вопросы, ее отыскивать и т.д. Вариантов много - важно найти свой.
Далее я буду кратко описывать ход занятия: ребенок сам выкладывает фигуры по ходу рассказа..
Жила одна немолодая женщина и мечтала о том, чтобы у нее появилась дочка.
Добрая волшебница дала волшебное зернышко...
Женщина его посадила и стала ухаживать...
- Как можно ухаживать за зернышком?
Варианты ответа: поливать, рыхлить, разговаривать, удобрять...
Таким приемом мы обогащаем словарь ребенка.
И вот наступило чудо! Цветок раскрылся и в нем оказалась маленькая девочка.... Ее так и назвали Дюймовочка.... (Образ Дюймовочки у меня в разработке - пока так)
Женщина была так рада так рада! Она создала настоящее озеро на подоконнике...
Делаем озеро в тарелке: кувшинки раскрываются на глазах ребенка.... ЧУДО.....
Делаем колыбельку, одеяло, подушку.
И вот жаба крадет девочку, несет к сыну......
Поселяет Дюймовочку в середине озера и уплывает...
Рыбки спасли Дюймовочку, но по дороге майский жук захотел на ней жениться, но она не понравилась его родне:
сравниваем жука и Дюймовочку: находим сходства и различия...
Дюймовочка осталась одна на полянке и питалась она цветочным нектаром : делаем нектар (работа с пипеткой хорошо развивает мелкую моторику). Параллельно закрепляем словообразование: ромашковый нектар, васильковый нектар и т.д. Можно и названия цветов закрепить.
Когда ребенок выкладывает цветы на полянку, то делает это по словесной инструкции: между фиолетовыми цветами растет травка и т.п.
Так и прожила Дюймовочка все лето на полянке и вот наступила осень.
-Что бывает осенью?
А потом и зима....
Дюймовочке стало совсем нечего кушать и она, укрывшись листиком, пошла куда глаза глядят и пришла к норке полевой мыши...
У мышки было много запасов (каких?) и она была доброй и пустила девочку к себе в дом...
Дюймовочка стала помогать мышке..
-Как могла помочь девочка?
-Давай мы поможем Дюймовочке и разберем крупу в мешках?
Ребенок ощупывает мешок пальцами (не подглядывает) .....
... и глазами выбирает подходящую крупу (развитие тактильного восприятия внимательности, чувствительности, умение прислушиваться к своим ощущениям).
У мышки был сосед - крот, который почти ничего не видел (почему?) - он часто ходил в гости...
Мышка решила выдать Дюймовочку замуж за крота. И как-то Дюймовочка встретила ласточку, которая не смогла улететь в теплые края (почему птицы улетают в теплые края и почему ласточка не смогла - как думаешь?)...
Дюймовочка спасла ласточку.
Давай и мы с тобой спасем....
Собирает картинку (это очень сложно - можно накладывать на целую картинку, а потом уже по частям)...
Дюймовочка укрывала ласточку теплой травкой, кормила зернышками.... (какими?)
И вот ласточка улетела, а Дюймовочка осталась у мышки... Но осенью когда ласточка полетела в теплые края, то она взяла с собой Дюймовочку и там эльфы подарили ей волшебные крылышки и познакомили с принцем...
И еще одно замечательное задание: рассказ по серии картинок - ребенок раскладывает последовательность и рассказывает (это очень очень очень сложно!) ...
Безусловно, занятие разбавляется подвижным играми вне песочницы и творческими заданиями (мы делали кувшинку на озере).
Я стараюсь давать по минимуму печатных заданий - оставлю их для других педагогов, которые работают по формированию математических представлений и обучению грамоте. Для меня важно дать ребенку возможность быть Творцом, научить размышлять, повысить самооценку. Путешествуя по сказке и выполняя ряд заданий, ребенок не устает и постоянно в деятельности.
P.S. Что такое тематическое занятие? Для ребенка - это увлекательное путешествие, а для педагога - три дня подготовки и 45 минут самого занятия....
Алена, очень понравилось! Раскрывающаяся кувшинка... Так необычно! Полность согласна с P.S.
ОтветитьУдалитьЯ уже использовала этот прием с раскрыванием цветов в воде - он такой сказочный. Кувшинки прямо на глазах раскрываются, шелестя лепестками.
УдалитьЗдравствуй, Алена, как же мне нравится, как ты описываешь свои занятия :)) сама погружаюсь в сказочную атмосферу!
ОтветитьУдалитьВзяла на заметку твои мешочки. У меня просто сшитые из фланельки небольшого размера, а в них насыпана разная крупа. Нужно разнообразить твоим вариантом :)
Привет-привет! Вика, спасибо!
УдалитьОписываю, чтобы отрефлексровать - так в голове становится все по полочкам и что-то меняю потом. И отвечая на комментарии, нахожу новые решения и фото в блоге остаются - в общем мне это тоже полезно.
У меня тоже есть мешочки тактильные http://reshetova.blogspot.ru/2013/10/blog-post_7.html
Для этой сказки нужно малюсенькие сшить....ВОт еще один атрибут будет и одно новое задание....
класс!
ОтветитьУдалитьОксана, тебе спасибо! Цветы я делал раскрывающиеся, но вот про кувшинки у тебя увидела в блоге по Дюймовочке. может что-то еще позаимствовала - не помню - там такой микс и моего и не моего...
УдалитьПервым делом что я делаю когда начинаю готовиться к новому занятию открываю твой блог и ввожу в поиск название сказки.. СПАСИБО ЗА ТВОИ НАРАБОТКИ И БИБЛИОТЕКУ ССЫЛОК!
Мешочки и мне приглянулись! И Дюймовочка! Да...порой подготовка занимает больше времени, нежели само занятие. Алена, спасибо, за сказку!
ОтветитьУдалитьЖана, но как интересно готовиться! Творческое мышление так и развивается, так и развивается.... Дюймовочку хотелось самой сделать - куколки готовые - это не то.... Пока думаю как лучше - ведь это занятие в моей копилочке и к нему нужно атрибуты доделать -раз и все готово....
УдалитьДа-да, я понимаю Вас, Алена, мне знакомо это состояние! Зато когда создашь такую копилку - любо-дорого работать, потом и для других занятий можно использовать, в других целях и задачах. :) А песок как фундамент!
УдалитьДа, песок - это мой фундамент. Жанна,м мы с вами на одной воле...
УдалитьАлена, просто прелесть!!!! Занятие чудо, хочу быть маленькой девочкой и к психологу на занятие))) А где если не секрет вы взяли серию картинок по сказке, мне бы тоже пригодилось???
ОтветитьУдалитьИ я хочу к психологу на занятие - сидишь и играешь....Спасибо, Наталья!
УдалитьДобавила картинки - не знаю где взяла -ссылку не могу найти. Картинку можно скачать.
Алена, спасибо за картинку!!!
Удалитьпожалуйста
УдалитьАлёна! замечательное занятие))) Я как раз готовлюсь к дочкиному Дню Рождения в тематике Дюймовочка! Замечательная идея с крупами и мешочками, возьму на заметку такую идею! Спасибо)))
ОтветитьУдалитьТатьяна, здорово! У Оксаны в блоге "Моя песочница" есть пост про сказку и куча ссылок - сходите - найдете еще много всего интересного! http://bernudarzniece.blogspot.ru/2015/04/blog-post_2.html
УдалитьСпасибо большое)))
УдалитьОтличное занятие, Алёна! Знаю, как долго, иногда несколько часов, приходится готовиться даже к занятию в 20 минут. Это не только твоя фантазия, но и огромный труд!
ОтветитьУдалитьСветлана, спасибо! Чем короче занятие,тем скурпулезней подготовка - приходится все выверять...
УдалитьДверку в норку мышки делала 25 минут, но очень довольна ею! Она такая хорошенькая.... Надо дверей побольше наделать - разного размера... и игра будет уже готова - разложи двери по размеру ил какая убежала (по типу матрешек).
Алена Валерьевна, огромное спасибо, опять вместе с Вами погрузилась в добрый мир детства, где живет добро, который Вы создаете и описываете с такой любовью и нежностью. Все беру на заметку
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, поймала себя на мысли: мне ведь нравится все описывать, систематизировать. Люблю сказки...Мешочки когда увидела пример в сети и переделала на свой лад - была рада очень...
УдалитьСпасибо,Алена Валерьевна!мне очень понравилось сказочное занятие)
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо!
УдалитьПодготовка тут и правда немалая, но результат шикарный- всё продумано!
ОтветитьУдалитьсказки это то дарит и учит добру!
Алена, как приятно слышать такие слова! Спасибо!
УдалитьАлена Валерьевна, здравствуйте! Еще утром, восторженно-радостно читала Ваше сообщение, "играя" вместе с Вами. Почему-то всегда вижу себя в роли ребенка. А потом строчки в конце поста...Стоп-хлоп! Оп!
ОтветитьУдалитьА ведь действительно, сколько времени уходит на то, чтобы сотворить, подготовить, придумать вот такую увлекательную красоту...
Пусть вдохновение не покидает Вас, а детские улыбки служат лучшей наградой! Спасибо Вам!
Надежда Александровна, здравствуйте! Радует то, что вся эта красота будет многократно использоваться, дополняя и расширяя задания. Главное - атрибуты подготовить и не только картинки - дети ведь к картинкам не очень - им бы потрогать, поэкспериментировать, воду переливать, с песком возиться....Одни картинки не спасут...
УдалитьАлена, занятие просто восхитительное! Мешочки очень-очень понравились! Да и вообще, чудесные игры! Спасибо!
ОтветитьУдалитьАня, спасибо!
УдалитьАлёна, я в полном восторге! Сплошные спецэффекты! Сколько интересных мелочей я подсмотрела! Капиллярное раскрытие бумажной кувшинки - здорово вплетено в занятие.
ОтветитьУдалитьЯ заметила, что жаба заламинирована, а как она себя ведет при контакте с песком? Покрытие устойчиво к царапинкам?
Ольга, спасибо за столь теплый отзыв!
УдалитьУ меня все картинки заламинированы - пока держатся. Важно сперва вырезать картинку, а потом уже ламинировать и вырезать с припуском пленки так, чтобы бумага не расслаивалась - ласточка у меня расслоилась.
Вот кристаллы пластмассовые от частого использования теряют блеск и их меняю, хотя дети и так играют, но я знаю какими они были...
Ален, очень здорово, созвучно моим представлениям об играх с ребенком :)
ОтветитьУдалитьАлена, да мы с тобой из одного теста!
УдалитьАлена ,какое замечательное занятие! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЖеня, спасибо! Отзыв от мамы Василисы - дорогого стоит!
УдалитьАлёна, отличное занятие! Будем тоже играть по этой сказке. Огромное вам спасибо, что поделились опытом!
ОтветитьУдалить