Тематический проект вместе с ребенком. Как выбрать тему? С чего начать? Только с интереса ребенка! В этом случае познавательная активность ребенка бьет ключом! И важно этот ключ не пропустить.
Прошел всего один день как мы построили мир динозавров и решили продолжить проект изучением ледникового периода. Сейчас в детском саду у меня отпуск, а работа в частных центрах - вечером, поэтому я возвращаюсь домой поздно - часто после 21.00.
Захожу домой и слышу Ванин обиженный, недовольный монолог, обращенный ко мне:
-Все! Мир динозавров я сейчас сломаю! Не будет больше его!
Я ничего не поняла....
-Он тебе не нравится уже?
-Уже все. Хватит. Ты же обещала...
-.....Что обещала? Что-то вкусненькое купить? Вот сок...
-Нет! Ледниковый период обещала.
Во так ребенок понял: прошел день - пора изучать новую тему. Я даже и не начинала вхождение в проект - интерес заработал сам! Ведь говорят же: когда ребенок захочет читать, например, его невозможно остановить и важно поймать этот миг - не упустить его.
-Хорошо. Давай я тебе фильм найду по Интернету.
-Давай!.
Уже и не помню какой документальный фильм смотрел Ваня про ледниковый период пока я ужинала, но вот заходит на кухню и говорит:
-Будем делать смоляную яму!
-Что делать? - не поняла я.
-Смоляную яму.
Я думала, что Ваня что-то напутал. Я такого термина не слышала.
-Смолу знаешь?
-Знаю - ответила я.
-Так вот - смоляную яму. Пойдем покажу в фильме.
Стали смотреть документальный фильм. И вот что я узнала.
Смоляная яма, правильнее битумная яма или битумное озеро — место, где подземный битум выходит на поверхность, создавая большой участок природного асфальта (Википедия).
Так я узнала о том, что такое смоляная яма...Думаю о том, как бы нам ее сделать....
-Ну что же, завтра я пойду в библиотеку и возьму книги.
-Как? Без меня?
-Хорошо. Утром сходим - потом в садик.
Вот наши книги.
По дороге в садик - дорога рядом с парком (100 м от садика). В парке растут сосны - сосновый бор. Каждый год весной дороги покрываются желтой пыльцой.
-Ваня, как думаешь, что это?
-Мел.
-Похоже на мел, но это пыльца.
Ваню это никак не привлекло, а вот муравей привлек.
А еще мы увидели крапиву, но пятнистую! Отчего так? Дело в освещении или еще есть причина?
В библиотеке столько интересных книг!
Например, вот эта с объемной бабочкой на обложке, рассказывающая об этапах жизни насекомых.
Или вот эта.
-Можно я возьму книги в садик? Покажу ребятам и расскажу про мамонтов?
-Возьми, но будь аккуратным.
Такое начало проекта..... Один день, а сколько новой информации!
Алена, все-таки сколько много могут дать информации книги, энциклопедии и фильмы, а Интернет всегда даст ответ на вопрос за несколько секунд. Это здорово, что взрослые показывают истинную возможность Интернета ребенку - "добыча" знаний!!! За один вечер Ваня узнал столько нового! Молодцы!!! Про смоляную яму сейчас спрошу Андрюшку, любопытно, знает ли он что-нибудь об этом...
ОтветитьУдалитьКонечно, Интернет обогащает нашу жизнь, но и про книги не стоит забывать. Беру пример с вас с Андреем - ходим в библиотеку. Не могу сказать, что Ваня выбирает книги - больше на велике в коридоре катается (стоит в коридоре библиотечный и еще есть игровая комната), но знает, что если нужны знания, то библиотека поможет.
УдалитьАлена, у Вас уже новая тема для изучения, а мы еще с динозаврами не попрощались. На старой квартире нашли забытую энциклопедию и тематический журнал про динозавров, еще раз перечитали и видео посмотрели. К ледниковому периоду такого интереса не проявляли, хотя мультик смотрели неоднократно...
ОтветитьУдалитьМы тоже используем Интернет и книги, когда нужно что-то узнать, хотя в библиотеку ходить мои дети не любители:( Они предпочитают Интернет. А младший очень любит смотреть видео о животных. Вашему Ванюше, наверное, легко будет готовить школьные проекты, у него же опыт уже есть. Жду с нетерпением продолжения проекта!
И тоже спрошу у своих про смоляную яму :)
Людмила, я думала, что мы с динозаврами не расстанемся...Так надоели... Но нет -ледниковый период взял верх! Мультфильм мы много раз вместе смотрели и он меня ввел в заблуждение - там ведь снега кругом, а в фильме, который смотрел Ваня снегов вообще нет - вот и буду изучать как так.... Сама мало знаю об этом.
УдалитьАлена, идем от детей!!! Отлично, ведь они всегда находят что-то интересное, главное уметь поддержать интерес ребенка. А остальное (взрослые хитрости) удовлетворить не только любопытство, но и наполнить новыми знаниями и умениями :)
ОтветитьУдалитьБуду ждать... смоляную яму, желаю удачного завершения проекта!
Хитрости у нас есть...Это точно! Мне вот надо макет муравейника делать - хочу Ваню заинтересовать муравьями - так на целый проект. Попробую от моего интереса.
УдалитьАлёна, как завидую Ванюше! Чудесный проект. Смоляная яма - тоже очень интересная идея. Но какой познавательный потенциал. Супер!
ОтветитьУдалитьОльга, вот еще за лето Ваню читать научу и тогда буду довольна собой. Вроде интерес пошел на чтение....
УдалитьАлена, информация новая и для меня))). большое спасибо! Дети - они такие - для них время понятие очень короткое - сейчас, сегодня, в крайнем случае завтра))). Но если идти за ними можно столько успеть, что не успеешь никогда со всем своим планированием))). С удачным началом!
ОтветитьУдалитьПланировать - это не самое благодарное дело - дети вносят свои коррективы. Спасибо, Аня!
УдалитьАлена, здорово! Ребенок сам определяет последовательность изучения, озадачивая при этом взрослых. С удовольствием буду следить за развитием событий.
ОтветитьУдалитьОй, Нелли, озадачил... не то слово. Подбираем материал для смоляной ямы...
УдалитьЗдорово!Такой интерес.У нас тема динозавров настолько далеко не пошла.У Лизы друг темы,но это и неважно.А книг сколько вы интересных набрали.Мы тоже услугами библиотеки пользуемся.Лизе очень нравится туда ходить,сидеть на маленьких стульчиках и выбирать книги.
ОтветитьУдалитьТатьяна, да я сама люблю библиотеку -там можно бесплатно брать книги -да какие! Вот взяла две по поделкам для детей - изучаю. Вижу, что многие идеи из книг реализуются в блогах.
Удалить