Здравствуйте, уважаемые читатели!
К современному школьнику предъявляется много требований. Безусловно, умение читать хоть и не озвучивается как одно из них, но подразумевается. Я соглашусь с тем, что первокласснику, умеющему читать, гораздо легче влиться в школьную жизнь.
Вопрос в другом - когда нужно начинать учить читать? У каждого родителя есть свое представление об этом. Я, как мама уже взрослого сына, которая стала "учить читать" мальчика в 3,6 года, могу смело сказать: зачем? Зачем ребенку в 3, в 4 и даже в неполные пять лет читать? Считаю, что во всем должен быть смысл. И не стоит забывать о законе сохранения энергии: где-то прибыло, а где-то обязательно убудет. До пяти лет, на мой взгляд (свое мнение я сформировала на основе исследований психологов, психиатров и неврологов, например, В.И. Гарбузова), большее внимание следует уделять развитию эмоциональности, творчества, расширению кругозора, больше общаться с природой, слушать музыку, развивать мелкую моторику и т.д.
Но вот моему младшему сыну уже 5,6 и я смело начинаю играть в слова и слоги! Конечно, только в игре и никак иначе. В принципе, на другое мой парень и не согласен... Без истинного увлечения и внутренней мотивации (не так: вот прочитаешь - тогда мультик включу) привить любовь к чтению невозможно. Можно, конечно, научить, но это будет наше желание, а не ребенка. Не могу сказать, что Ваня очень любит читать, но меня радует, что он мне напоминает: "Ты же говорила, что будем два раза в день читать, а вчера читали всего один".
В нашем арсенале игр для чтения есть несколько любимых. Вот одна из них - "Каменная азбука".
Каменная азбука родилась из нашей с Ваней любви к камням. Найти ровные гальки нам пока не удалось - поэтому мы собрали коллекцию самых обычных камней, но с настоящих Уральских гор в одно из наших путешествий.
Я нарисовала на камнях буквы и слоги самой простой гуашью, а потом покрыла их лаком для ногтей. Оказался лак с блестками - в планах дополнить коллекцию слогов и букв и использовать простой лак - блестки мешают мне, но Ване нравятся...
Конечно, наш метод не новый и давно применяется многими мамами, но вдруг кто-то увидит что-то новое для себя.
Как мы с Ваней играем.
Сразу хочу отметить, что сейчас Ваня автоматизирует звук "л", поэтому именно этому звуку и словам, в которых он есть, мы уделяем больше внимания.
Игра "Поиск буквы "л"
Ваня находит букву "Л" на всех камнях.
Игра " Чего не стало?"
Традиционно: один или несколько камней убирается и ребенок называет какого не стало. Проговаривает слоги и буквы многократно.
Чтение коротких "слов" (упор на звук "Л")
Игра "Что в мешочке лежит?"
Бывает трудно увлечь чтением надолго. В мешочке лежит определенное количество камней - достали - прочитали и все. Эта игра хороша как самостоятельная - так между делом. Пару минут и все.
Игра "Мостик"
Бежим глазками (или пальчиками) от слога к букве и получаем слова.
Некоторые камни таинственные.... Как этот.
Что это? Видимо, следы истории...
Такие камни сами просят: раскопай меня! И Ваня, предложил игру : "Письмена древних людей". Предложил сам. Значит уже есть интерес к чтению...
Раскапываем и составляем слова или предполагаем о том, что хотели сказать древние люди (вдруг у наших древних людей уже были буквы, похожие на наши...)
-Какие слова есть на звук "Ж"?
-Какое слово начинается на слог "лы", "па", "со" и др. ?
Вот такие простые игры в чтение я использую в работе со своим сыном.
Здравствуйте, Алена Валерьевна! Игры очень интересные и обязательно помогут Ване не только научиться читать, но и стать исследователем русского языка! Браво!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, здравствуйте! Спасибо за отклик! Я начала систематично играть в чтение (сперва просто пыталась по букварю Жуковой) около двух недель назад (чуть раньше может) и уже Ваня здорово читает! Конечно, слова простые, состоящие их двух слогов, но уже! Я рада. Самое главное - ему интересно. Надеюсь, что я не перегну палку...
УдалитьАлена Валерьевна, здравствуйте! Мне очень понравилась такая идея обучения чтению!
ОтветитьУдалитьАнна Владимировна, здравствуйте! Спасибо! Мне и самой она все больше нравится.
УдалитьСпасибо за Ваши идеи, камней у меня много, вот не знала, куда их деть, собиралась уже выбросить, ан нет, теперь знаю, что с ними делать
ОтветитьУдалитьКамни- чудо материал. Можно и просто порисовать предметы - для Миланочки просто постучать ими уже в радость. НУ и на вкус попробовать, конечно же...
УдалитьАлена, такие камни интересные! И игры некоторые для меня новые, спасибо!
ОтветитьУдалитьАня, на Урале гальки мало. в основном просто камни с неровной поверхностью. КОгда мы по горам гуляли- нашли место где плоских камней много - скала какая-то рассыпанная - там добывали что-то. Такие камни очень подошли. А игры Ваня уже новые придумал Интересно с мостиком - вообще классная идея. Вая берет по три палки и расставляет слоги и буквы - без системы и мы читаем то, что получается по очереди. Я просто удивляюсь как ему это нравится ! ЧИтать по букварю - не для Вани....ОН у меня Играющий парень - все по закону возраста - приходится следовать за ним.
УдалитьПридумал игру: камни разложены все на кровати (перед сном играем) и Ваня привозит машину и говорит какой слог ему нужен. Я включаю дурочку и показываю штук пять других - он их читает, а потом нужный слог. Наполняет подъемный кран и целится в шарик на горке (строит постройку) и пуляет стрелой крана - потом за новым грузом. Не оттащить... Скоро слова будем читать побольше.
Алена Валерьевна, интересная идея с камнями.
ОтветитьУдалитьЯ не помню, когда научился читать мой сын, помню, что это было рано. Очень его привлекла книга в нескольких томах "Энциклопедия юных сурков", она как раз для таких исследователей, как вы с сыном. Герои диснеевских мультиков "учат" и костер разжечь, и палатку поставить, и дают ценные подсказки в изучении природы. Все с картинками и небольшим количеством текста. Что ребенок не понимал, он спрашивал. Вырос человеком читающим, пусть и не классику, но се-таки книги в его руках я вижу часто. В интернете можно с книжкой познакомиться, а если понравится идея, то и приобрести. Успешной вам учебы!
Ничего себе - сам по книге читать научился. Такое бывает - слышала, но очень редко. Видимо, Ваш сын талантливый парень. На такое способны единицы. Прочитала ниже Ваш комментарий и еще раз в этом убедилась, но таких единицы. Вам повезло! Вообще интеллект - от мамы.
УдалитьНаша учеба пока радует и меня, и Ваню, и папу, и бабушек, и дедушек, и даже Кирилла! Всех зовем на сеансы игр!
Алёна Валерьевна, как я согласна с Вами: именно в игре нужно учить ребёнка читать!
ОтветитьУдалитьУ нас сегодня малыш не владеет русским языком, не умеет читать, а его ведут родители изучать английский язык. Смешно это...
Ваша методика, на мой взгляд, уникальна. Интерес, мотивация - есть всё. Спасибо!
Ольга Николаевна, скажу по секрету, что я именно такая неразумная мамаша. Когда сын (года в три) пошел в группу со "скромным" названием ЭЛИТА (она и сейчас существует), то предложено было изучать сразу три языка по новой методике. Английский, немецкий и французский... Ребенок приходил домой и лепетал нечто, чего я не понимала. Метод погружения? Однако сын, в свои двадцать с небольшим хвостиком теперь в совершенстве владеет английским (это не заслуга школы, где ему ставили четверку, да и то со скрипом)... Может быть есть некий резон в раннем обучении?..
УдалитьОльга Николаевна, а у меня не в игре просто не получилось! Никак... Вернее через силу - это не по мне. Столько сил на преодоление уходило, но как только появились камни- Ваню от чтения не оттащить и как-то все легко стало получаться и глаза горят и просит еще и еще! Ваня у меня еще тот моторчик с чертиками в глазках - ему если не интересно, то никак не заставишь.
УдалитьДва раза в неделю по 30 минут - это не научит ребенка языкам....А если еще и логопедические проблемы, то ребенку буде трудно...
Галина Станиславовна, Вы назвали ключевое слово - "погружение ". когда Ваня будет в 11 классе, то ин. яз - будет обязательным при сдаче. Вот я и думаю: самое разумное - э то сделать так, чтобы язык стал родным, а для этого нужно не просто учить слова, а уметь говорить на этом языке. общаться также как на русском (как Ваш сын). Считаю, что для этого нужно не просто заниматься с репетитором два раза в неделю, а быть в речевой среде, например, ездить в лагеря специализированные, посещать клубы и т.д. Т.е. быть активным носителем языка. Конечно, это финансово затратно, но на мой взгляд необходимо.
УдалитьОчень необычное исполнение! Здорово!
ОтветитьУдалитьВероника, рада Вас видеть! Спасибо! Игры интересные - проверено!
УдалитьАлена, очень люблю такое :) класс!
ОтветитьУдалитьАлен, я даже не сомневаюсь! Мы из одной песочницы.
УдалитьКласс! Такая идея отличная! )) Нам можно английский алфавит так за лето изучить ))
ОтветитьУдалитьЛена, вот правда - Ваня с простыми книгами и карточками так не стал бы играть - да и не стал. Камнями мы каждый день по два раза играем и он уже все выучил - надо новые писать. А как ему нравится. мы в пуляние играем. Прямо пищит от удовольствия.
УдалитьАлена, спасибо! Утащила в копилку эту замечательную идею. Осталось найти подходящие камни:)
ОтветитьУдалитьДа, да - дело в форме камней.... Лена, идея хороша. нетсндартность ситуации вызывает стойкий интерес. Ваня уже легко читает 5-6 буквенные слова и понимает их смысл! Всего неделю читаем на камнях .... Всему свое время все-таки... Торопиться совсем не к чему.И нравится ему! Достать из мешочка 2-3 камня и прочитать то, что можно сложить., меняя камни местами. Перед сном 15 минут и все.
УдалитьВчера на пляже камешки собирали,но у нас не такие как у вас,спасибо за идею!
ОтветитьУдалитьТатьяна, пожалуйста!
УдалитьОтличная тактильная азбука! И раскопки камешков - просто супер!
ОтветитьУдалитьАга, Ольга, а дети так любят все раскапывать.... Ване больше в стрелялки камнями нравится играть и читать так.
Удалить