вторник, 3 февраля 2015 г.

Как научить детей размышлять ИЛИ игры для развития мышления и речи


Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!

В ходе работе  с детьми часто придумываются или  видоизменяются  известные игры так, что эти игры становятся любимыми для детей  и несут в  себе огромный развивающий потенциал.  Сегодня я  поделюсь именно такой   игрой.  В этой  игре развивается  понятийное  мышление – основное  мышление, необходимое для успешного обучения  в школе. Владеть понятиями – значит суметь вычленить из свойств - признаков  предмета что-то самое  важное – этот признак не  виден глазами, но он есть и является  определяющим для  понятия. Суметь увидеть его  - это очень,  очень важно – это то,  к  чему  нужно стремиться.  Например, яблоко.   Оно может быть красным, желтым, кислым, круглым, овальным  и т.д., но это ФРУКТ! Именно  слово «фрукт» для  яблока  является  определяющим понятием.  Также как  «овощ» для  огурца или «мебель» для  дивана. Ребенок-дошкольник  должен научиться владеть этими понятиями,  должен научиться выделять их как основополагающие.  Если  вы  используете игру «четвертый лишний», то лишним  может быть любой  предмет, но важно  выделить самый  главный отличительный  признак, а  все  остальные – как  дополнение, но не более того.  Это важно  при изучении математики в  школе. Ведь ответ, как  правило, один верный…
Ребенок  может поразить всех скоростью чтения, количеством  и длиной заученных стихов, но думать, рассуждать, анализировать, сопоставлять,  обобщать – более  важные составляющие  успеха в дальнейшем  при обучении. Игра, которой  я  сегодня  поделюсь  научит ребенка зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения  в  одну  мысль и верно выражать эту  мысль словами.

Итак, игра, которую я  назвала «Прятки с  картинками» .

В эту  игру  можно играть с любыми предметными картинками.  Можно использовать карточки  к  играм, например, из моей  любимой  игры « Веселые  карточные игры». Думаю, что иметь такую игру  (в наборе  есть и  книга с  вариантами игр)  дома  будет  очень полезно.  

В данной  статье  я  поделюсь как изготовить карточки  к  этой  игре. Я  очень люблю рекламные  буклеты  из магазинов! В них есть почти все  группы предметов: продукты  питания, мебель, одежда, транспорт  и  т.д.  Когда  идете  в  магазин – захватите  парочку для  игр с детьми.  Можно  самому ,а  лучше  вместе  с  ребенком просмотреть все  буклеты,  проговорить,   что нарисовано и вырезать, а  затем  наклеить на  картон .  Вот и все! Игровой  материал готов!
Хочу  отметить важность проговаривания. Нам взрослым кажется,  что ребенок все  знает, но это не  всегда  так – поэтому  каждая  карточка должная  быть озвучена и дополнена.  Например ,  если  вы заметите,   что слова, относящиеся  к  группе  «мебель» (дети часто называют это понятие  как  «вещи», «кровать», «на  чем  спят»  и т.п.) ребенок называет  плохо  или  путает, то можно  параллельно  поиграть в  игру «  Я знаю  пять названий мебели» и, загибая  пальцы  на  руке, проговорить названия  мебели,  осматривая  при этом  комнату.  Это как  один из вариантов.  Аналогичным образом  повторить названия  фруктов, овощей, одежды, обуви, транспорта (наземный, водный….).
Когда  ребенок познакомится с  картинками, то можно приступить к  игре. Смысл игры -  найти  бумажку  под  картинкой.  Для  того,   чтобы  найти  эту  бумажку – нужно задавать вопросы, но прямо  говорить что нарисовано нельзя. Например, нельзя  сказать:  «на этой  картинке  нарисовано яблоко?». Нужно так  сформулировать вопрос,   чтобы  стало понятно без называния самого названия.  Другой  игрок  говорит только «да»  или «нет». 
Приведу  пример игры в диалоге. Конечно, лучше  бы  видео заснять, но пока так… В  тексте  не видно эмоций… Когда  дети играют в  эту  игру – они так  радуются, их охватывает интерес  и  азарт – это залог успеха!  А  когда  и  бумажку  найдут, то  предела радости нет границ!
Еще  момент:  данная игра позволяет научить ребенка формулировать  вопрос,  учит составлять полное предложение, а это очень важно. Например, когда  школьник  пишет ответ  к  задаче, то  ответ должен быть сформулирован полностью (в коробке  осталось 5 желтых яблок, а  не  просто пять яблок). Это из моего личного опыта…
                                                      

Раскладываем  все имеющиеся  карточки на  столе   и просим  ребенка (можно опустить этот этап при условии, если  ребенок  хорошо владеет  понятиями или уже  не  первый  раз играет  в эту  игру) разложить все  карточки  по  группам. 
Например, продукты питания.

 Когда  все  карточки разложены, то ребенок  называет  каждую группу  и  проговаривает  признак, по которому  он поделил карточки -   это очень сложно…
Затем один из игроков просит  остальных закрыть глазки и  прячет под одну  картинку бумажку.





 Теперь нужно задавать вопросы…
- На этой  картинке  нарисованы продукты  питания?
 -Нет!
Все  картинки с  изображением  продуктов  питания  убираются. 


 -На  этой  картинке нарисована обувь?
-Нет!
Все  картинки с обувью убираются. 
 -На  этой  картинке нарисована мебель?
-Нет!
Все  картинки с  изображением  мебели  убираются. 
 -На  этой  картинке нарисована одежда?
-Да!
Убираются  все  картинки за исключением тех, на  которых нарисована  одежда.



 -На  этой  картинке нарисована одежда с рукавами?
-Нет!
Убираются  все  картинки, на  которых нарисована  одежда с рукавами.


 На  этой  картинке нарисовано что,  что можно надеть на  ноги?
-Нет!
Убираются  все  картинки, на  которых нарисована  одежда, одеваемая  на ноги. 
 На  этой  картинке нарисовано что-то,  что можно надеть на  руки? 
-ДА!
Убираются  все лишние  картинки. 
 На этой  картинке нарисовано что-то  с  белыми кончиками на  пальцах?
-Да!
О, счастье! Картинка  угадана!
Очень важно:  когда  останется  всего две  картинки научить ребенка  находить общие  и отличительные признаки:  по внешнему  виду, по материалу, по вкусу, по запаху,   по  цене  и  т.д.




Вот в  такую игру мы  играем  очень часто с детьми  старшего дошкольного возраста – она не  надоедает! Ведь можно использовать картинки любые – от любой  игры в  лото, например, или  оставшиеся  предметные пазлы (потеряшки). Игра  очень хороша!  Она так  многому  может научить ребенка  и все  в  игровой  форме !  Интерес – залог успеха!  Будьте  снисходительнее  к  своему  самому дорогому  и любимому  ребенку!

Игры отправляются  в Детскую галерею 

20 комментариев:

  1. Замечательная игра! Умение сформулировать вопрос, чтобы тебя поняли другие, ой как нелегко. Надо почаще использовать игры такого плана, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, это волшебная игра! В нее играют ВСЕ дети! Даже самые нехочухи и с шилом в попе.

      Подобную игру можно и с цифрами - мы от 0 до 10 раскладываем и задаем вопросы где бумажка.

      Это не игра, а клад! Всем рекомендую!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Алёна! Замечательная игра! Спасибо ! Буду использовать при подготовке детей к школе. Точно, клад!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Уверена, что ваши дети оценят ее! Рада вас видеть в гостях!

      Удалить
  3. Буквально на прошлой неделе рассказывала родителям будущих первоклассников о таких играх. Отметила бы еще "4 лишний". Частенько сталкиваюсь с тем, что дети верно находят лишнее, но вот обобщить не могут или продолжают предложенный ряд слов, а общее слово не называют. А ведь от процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя 2 этапа интеллектуальных операций. 1 –усвоение нового правила работы; 2 – перенос усвоенного правила на другие задания. Второй этап невозможен без умения обобщать. Вот почему такие игры очень полезны. Как здорово, что Вы уделяете им внимание! Хорошо бы родители к нам прислушались и поиграли с детьми. Тем более, что игры можно самим сделать! у меня тоже есть несколько конвертиков с такими картинками (кроме буклетов, я газеты со сканвордами порезала, там картинок много!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо за дополнение! Я провожу индивидуальные консультации МК - сама родителей зову, да и семинары теперь будут регулярными. Про газеты - спасибо!

      Удалить
  4. Алена Валерьевна, с цифрами я играла с Людмилкой, ее друзьями, когда они были малышами, а вот с предметами - не помню. Теперь все, что советуют специалисты беру на заметку, внученька подрастает

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна и с цифрами и с точками - это тоже очень увлекательно! Спасибо Вам!

      Удалить
  5. Алена, замечательная игра! И здорово, что Вы описали всё подробно, дали разъяснения, с точки зрения специалиста. Думаю, что родители обязательно прислушаются к Вашим рекомендациям. Игра, действительно, полезная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЖАнна, пост получился длинным, не любитель я таких. Сама утомляюсь читать - лучше когда картинок побольше. Но по-другому не показать как это интересно и как работает. Надо видео - в нем сила!

      Удалить
    2. ЖАнна, пост получился длинным, не любитель я таких. Сама утомляюсь читать - лучше когда картинок побольше. Но по-другому не показать как это интересно и как работает. Надо видео - в нем сила!

      Удалить
  6. Хорошая мысль, Алена... пора осваивать видео, мне кажется,это легче даже, просто проблема в том, кто бы это снял...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, кто бы снял... Будем думать. Времени на написание постов будет тратиться меньше.

      Удалить
  7. Несомненно, игра с богатым потенциалом! :) Спасибо, Алёна, что находишь время для подробного обзора - анализа возможностей. :)
    А для видео, я это делала в своей работе, но только для того, чтобы показать родителям обратившегося ребёнка, я использовала штатив, другими словами, никто и не нужен. Здесь, как мне кажется, необходимо больше задуматься над другой стороной: этикой и конфиденциальностью - надо правильно устанавливать угол съёмки, чтобы показать не много, но достаточно. Есть много подводных камней... Но это, несомненно, надо осваивать. Есть много развивающих сайтов, где видео - это один из форматов статей - к тому же это, верно, эффективный способ организации временного пространства. К тому же в аккаунте Blogger есть возможность привязки собственного канала YouTube - я так уже сделала. В одном из недавних постов опробовала. :)

    ОтветитьУдалить
  8. Алена, мне очень понравилась игра! Спасибо! Обязательно поиграю с детворой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, эта игра такая универсальная, что в моем арсенале игр на познавательное развитие она теперь будет занимать ведущее место.

      Удалить
  9. Интересный вариант игры. Все подробно описано и с фотографиями. У меня есть подобная, покупная, но она у меня не вызывает энтузиазма, а Ваша вызвала))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо! Рада видеть вас в гостях. Приятно, что материал оказался полезным.

      Удалить
  10. здорово. всё просто и интересно.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...