понедельник, 8 июня 2015 г.

Потенциал сказочных тематических занятий. "Дюймовочка"


Здравствуйте, уважаемые  родители, читатели блога!

Я  начинаю цикл развивающих занятий для дошкольников, основанный на сказках. В.А. Сухомлинский назвал сказку, игру  животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Сказка  будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей  ребенка. Язык  сказки доступен ребенку.  Сказка  проста  и в  то же время  загадочна. Обладая  удивительным зарядом  энергии,  сказки развивают чувственное  восприятие и воображение,  учат творчески  мыслить,  активно общаться, бороться  со страхами,  верить в  добро. А  самое  главное - сказка, живущая  внутри каждого человека, способна  развивать сокровища  его души.
Хочется  еще добавить,  что использование песочной  терапии усиливает эффект сказок, делает занятия  наиболее эффективнее и интересней  ребенку. Песок - он такой волшебный, что даже  самые  "нехочухи" начинают усердно работать, удивляя  своей  усидчивостью родителей.   
  
Вплетая в  ход сказочного занятия игры  на развитие  мышления, памяти, восприятия и и.д., возможно добиться  потрясающих результатов! 

Итак, приглашаю Вас  в СКАЗКУ!


Нас  встречает волшебная  кувшинка, которая переливается  разными цветами и настраивает на сказочный лад... 

Передавая  кувшинку, мы  говорим  много  разных слов (пожелания друг другу, добрые слова, свои воспоминания  и  т.д.)...


Одним  из вариантов погружения  в  сказку  является  поиск  подсказки. Собрав  пазл, ребенок называет сказку (или  не  называет). С  пазлом  можно  поиграть: назвать что нарисовано, посчитать бабочек,  цветы; описать время  года (признаки); поиграть в  "данетку" - спрятать бумажку  под одним  из кусочков  пазла  и,  задавая  вопросы,  ее  отыскивать и  т.д. Вариантов  много - важно найти свой. 


Далее я буду кратко описывать  ход занятия: ребенок  сам выкладывает  фигуры по ходу  рассказа..

Жила  одна  немолодая  женщина и мечтала о том,   чтобы  у  нее появилась дочка. 


Добрая  волшебница дала  волшебное  зернышко...



Женщина  его посадила и стала  ухаживать...
- Как  можно ухаживать  за зернышком?

Варианты  ответа: поливать, рыхлить, разговаривать,  удобрять... 
Таким приемом  мы  обогащаем словарь ребенка. 





И вот наступило чудо! Цветок  раскрылся  и в  нем  оказалась маленькая  девочка.... Ее так  и  назвали Дюймовочка.... (Образ Дюймовочки у  меня  в разработке - пока  так)

Женщина  была  так  рада так  рада! Она создала настоящее  озеро на подоконнике...
Делаем озеро в тарелке: кувшинки раскрываются  на глазах ребенка.... ЧУДО.....


Делаем  колыбельку, одеяло, подушку.
И вот жаба  крадет девочку, несет  к  сыну......

Поселяет Дюймовочку в  середине озера и уплывает...

Рыбки спасли Дюймовочку, но  по дороге  майский жук захотел на  ней жениться, но она  не  понравилась его родне: 
сравниваем жука  и Дюймовочку: находим  сходства  и  различия...

Дюймовочка  осталась одна  на  полянке и  питалась она  цветочным нектаром : делаем  нектар (работа  с  пипеткой  хорошо развивает мелкую моторику).    Параллельно  закрепляем словообразование: ромашковый  нектар, васильковый  нектар и  т.д. Можно и названия  цветов  закрепить.
..

Когда  ребенок  выкладывает цветы на полянку, то делает это по  словесной инструкции: между  фиолетовыми цветами растет  травка и т.п.

Так  и  прожила  Дюймовочка все  лето на  полянке и вот наступила  осень.
-Что бывает осенью? 



А  потом  и  зима....


Дюймовочке стало совсем  нечего кушать и она, укрывшись листиком, пошла куда  глаза глядят и пришла  к  норке  полевой  мыши...

  

У  мышки  было много запасов (каких?) и она была  доброй  и пустила  девочку  к  себе  в  дом...
Дюймовочка  стала  помогать мышке..
-Как  могла  помочь девочка? 

-Давай  мы  поможем Дюймовочке и разберем  крупу в  мешках?
Ребенок ощупывает мешок пальцами (не  подглядывает)  .....

... и глазами выбирает подходящую крупу (развитие  тактильного восприятия   внимательности,  чувствительности,  умение  прислушиваться  к  своим  ощущениям). 




У  мышки был сосед - крот, который почти ничего не  видел (почему?) - он часто ходил в гости...
Мышка решила выдать Дюймовочку замуж за крота. И  как-то Дюймовочка встретила ласточку, которая не  смогла  улететь в теплые края (почему птицы улетают в теплые  края и почему  ласточка  не смогла - как думаешь?)...
Дюймовочка спасла  ласточку. 
Давай  и мы  с  тобой  спасем....
Собирает картинку (это очень сложно - можно накладывать на целую картинку, а  потом  уже по частям)...




Дюймовочка укрывала ласточку теплой  травкой, кормила зернышками.... (какими?)


И вот ласточка  улетела, а Дюймовочка  осталась у мышки... Но осенью когда ласточка полетела в  теплые края, то она  взяла  с  собой Дюймовочку  и там  эльфы  подарили  ей волшебные  крылышки и познакомили  с принцем...


И еще  одно замечательное задание: рассказ по серии картинок - ребенок  раскладывает последовательность и  рассказывает (это очень очень очень сложно!) ...





Безусловно, занятие  разбавляется подвижным играми вне  песочницы и творческими заданиями (мы делали кувшинку  на озере).  
 Я   стараюсь давать по минимуму  печатных заданий - оставлю их для других педагогов, которые работают по  формированию математических представлений и  обучению грамоте. Для меня важно дать ребенку  возможность быть Творцом,  научить размышлять, повысить самооценку.  Путешествуя  по  сказке и выполняя ряд заданий, ребенок  не  устает и постоянно в деятельности. 

P.S. Что такое  тематическое занятие?  Для  ребенка - это увлекательное  путешествие, а  для  педагога - три дня   подготовки  и  45  минут самого занятия....



36 комментариев:

  1. Алена, очень понравилось! Раскрывающаяся кувшинка... Так необычно! Полность согласна с P.S.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже использовала этот прием с раскрыванием цветов в воде - он такой сказочный. Кувшинки прямо на глазах раскрываются, шелестя лепестками.

      Удалить
  2. Здравствуй, Алена, как же мне нравится, как ты описываешь свои занятия :)) сама погружаюсь в сказочную атмосферу!
    Взяла на заметку твои мешочки. У меня просто сшитые из фланельки небольшого размера, а в них насыпана разная крупа. Нужно разнообразить твоим вариантом :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет-привет! Вика, спасибо!
      Описываю, чтобы отрефлексровать - так в голове становится все по полочкам и что-то меняю потом. И отвечая на комментарии, нахожу новые решения и фото в блоге остаются - в общем мне это тоже полезно.
      У меня тоже есть мешочки тактильные http://reshetova.blogspot.ru/2013/10/blog-post_7.html

      Для этой сказки нужно малюсенькие сшить....ВОт еще один атрибут будет и одно новое задание....

      Удалить
  3. Ответы
    1. Оксана, тебе спасибо! Цветы я делал раскрывающиеся, но вот про кувшинки у тебя увидела в блоге по Дюймовочке. может что-то еще позаимствовала - не помню - там такой микс и моего и не моего...
      Первым делом что я делаю когда начинаю готовиться к новому занятию открываю твой блог и ввожу в поиск название сказки.. СПАСИБО ЗА ТВОИ НАРАБОТКИ И БИБЛИОТЕКУ ССЫЛОК!

      Удалить
  4. Мешочки и мне приглянулись! И Дюймовочка! Да...порой подготовка занимает больше времени, нежели само занятие. Алена, спасибо, за сказку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жана, но как интересно готовиться! Творческое мышление так и развивается, так и развивается.... Дюймовочку хотелось самой сделать - куколки готовые - это не то.... Пока думаю как лучше - ведь это занятие в моей копилочке и к нему нужно атрибуты доделать -раз и все готово....

      Удалить
    2. Да-да, я понимаю Вас, Алена, мне знакомо это состояние! Зато когда создашь такую копилку - любо-дорого работать, потом и для других занятий можно использовать, в других целях и задачах. :) А песок как фундамент!

      Удалить
    3. Да, песок - это мой фундамент. Жанна,м мы с вами на одной воле...

      Удалить
  5. Алена, просто прелесть!!!! Занятие чудо, хочу быть маленькой девочкой и к психологу на занятие))) А где если не секрет вы взяли серию картинок по сказке, мне бы тоже пригодилось???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я хочу к психологу на занятие - сидишь и играешь....Спасибо, Наталья!
      Добавила картинки - не знаю где взяла -ссылку не могу найти. Картинку можно скачать.

      Удалить
    2. Алена, спасибо за картинку!!!

      Удалить
  6. Алёна! замечательное занятие))) Я как раз готовлюсь к дочкиному Дню Рождения в тематике Дюймовочка! Замечательная идея с крупами и мешочками, возьму на заметку такую идею! Спасибо)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, здорово! У Оксаны в блоге "Моя песочница" есть пост про сказку и куча ссылок - сходите - найдете еще много всего интересного! http://bernudarzniece.blogspot.ru/2015/04/blog-post_2.html

      Удалить
  7. Отличное занятие, Алёна! Знаю, как долго, иногда несколько часов, приходится готовиться даже к занятию в 20 минут. Это не только твоя фантазия, но и огромный труд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо! Чем короче занятие,тем скурпулезней подготовка - приходится все выверять...
      Дверку в норку мышки делала 25 минут, но очень довольна ею! Она такая хорошенькая.... Надо дверей побольше наделать - разного размера... и игра будет уже готова - разложи двери по размеру ил какая убежала (по типу матрешек).

      Удалить
  8. Алена Валерьевна, огромное спасибо, опять вместе с Вами погрузилась в добрый мир детства, где живет добро, который Вы создаете и описываете с такой любовью и нежностью. Все беру на заметку

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, поймала себя на мысли: мне ведь нравится все описывать, систематизировать. Люблю сказки...Мешочки когда увидела пример в сети и переделала на свой лад - была рада очень...

      Удалить
  9. Спасибо,Алена Валерьевна!мне очень понравилось сказочное занятие)

    ОтветитьУдалить
  10. Подготовка тут и правда немалая, но результат шикарный- всё продумано!
    сказки это то дарит и учит добру!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, как приятно слышать такие слова! Спасибо!

      Удалить
  11. Алена Валерьевна, здравствуйте! Еще утром, восторженно-радостно читала Ваше сообщение, "играя" вместе с Вами. Почему-то всегда вижу себя в роли ребенка. А потом строчки в конце поста...Стоп-хлоп! Оп!
    А ведь действительно, сколько времени уходит на то, чтобы сотворить, подготовить, придумать вот такую увлекательную красоту...
    Пусть вдохновение не покидает Вас, а детские улыбки служат лучшей наградой! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, здравствуйте! Радует то, что вся эта красота будет многократно использоваться, дополняя и расширяя задания. Главное - атрибуты подготовить и не только картинки - дети ведь к картинкам не очень - им бы потрогать, поэкспериментировать, воду переливать, с песком возиться....Одни картинки не спасут...

      Удалить
  12. Алена, занятие просто восхитительное! Мешочки очень-очень понравились! Да и вообще, чудесные игры! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  13. Алёна, я в полном восторге! Сплошные спецэффекты! Сколько интересных мелочей я подсмотрела! Капиллярное раскрытие бумажной кувшинки - здорово вплетено в занятие.
    Я заметила, что жаба заламинирована, а как она себя ведет при контакте с песком? Покрытие устойчиво к царапинкам?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо за столь теплый отзыв!
      У меня все картинки заламинированы - пока держатся. Важно сперва вырезать картинку, а потом уже ламинировать и вырезать с припуском пленки так, чтобы бумага не расслаивалась - ласточка у меня расслоилась.

      Вот кристаллы пластмассовые от частого использования теряют блеск и их меняю, хотя дети и так играют, но я знаю какими они были...

      Удалить
  14. Ален, очень здорово, созвучно моим представлениям об играх с ребенком :)

    ОтветитьУдалить
  15. Алена ,какое замечательное занятие! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо! Отзыв от мамы Василисы - дорогого стоит!

      Удалить
  16. Алёна, отличное занятие! Будем тоже играть по этой сказке. Огромное вам спасибо, что поделились опытом!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...