пятница, 3 июля 2015 г.

"Моя планета. Тематические занятия с элементами песочной терапии" - новая программа. Тема "Удивительная Африка"


Здравствуйте, уважаемые  родители, читатели блога! 

В  развивающем  центре "Кенгуру" мы  начали проведение тематических занятий  по программе "Моя планета. Тематические занятия с элементами песочной терапии".  На занятиях дети познакомятся с особенностями стран, континентов, народов, эпох и  т.д. 


С  уверенностью могу  сказать,  что на  сегодняшний день  это самая  лучшая  моя  программа.  Для изучения  тем в ней сочетаются различные техники, методы работы: песочная  терапия, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия и др.  Гармоничное их сочетание  дает наиболее эффективные результаты.

Главными задачами программы я  считаю:  расширение  кругозора детей, обогащение чувственного мира,  развитие  познавательного интереса, развитие  коммуникативных навыков  и навыков  работы в  команде, повышение  уверенности в  себе. 

Каждое  занятие ценно само по себе. Ребенок  может выбрать тему, которая  наиболее  ему  интересна,  а  может  посетить весь цикл, рассчитанный  на  учебный год. Возраст детей 5-8 лет. Наиболее эффективна  работа  в  группе  3-7 человек, но возможны  и индивидуальные занятия  (даже  совместно с  родителями). Продолжительность занятия  45-60 минут. 


При составлении программы мною не ставилась цель выучить с детьми названия  стран и их столиц, цвет флагов, я  считаю,  что важно  дать ребенку прочувствовать всеми органами чувств колорит страны, континента, эпохи, явления и  т.д. Ведь маленького ребенка (да  и не  совсем  маленького) интересует то,  что его окружает, его волнуют путешествия  и дальние  страны, те времена,  когда  нас еще  не было. Каждый  раз ребенок  становится активным участником на  протяжении всего занятия.   В ходе занятий  каждый  ребенок  становится  настоящим  путешественником и совершает неповторимое  путешествие  во времени и пространстве.  Непременной  частью занятия является: информационный блок (краткая  информация по теме с  использованием презентации, фото,   предметов, карт  и  т.д.),  практическая  часть, в  которой дети создают мир, проводят эксперименты  и опыты, занимаются  творчеством. 

В "Кенгуру" было  проведено три занятия  (во вторник - будет тема  "Египет"). Первое занятие - "По следам  динозавров". На занятии дети  познакомились с  профессией  палеонтолога, провели  раскопки и собрали  скелет динозавра,  создали  мир динозавров  и  окаменелости, которые с  радостью забрали домой. Фото с  занятий  нет, но как это было  можно посмотреть на  примере моих занятий  с  моим  сыном. 

Второе и третье  занятие было на тему  "Удивительная Африка". 
 Приведу  краткое  содержание занятий. 

Традиционный  ритуал  приветствия: передаем  светящийся  фонарик и  заканчиваем  фразу: "Африка - это...".  Данное  упражнение актуализирует имеющиеся  знания детей  по теме, настраивает на работу и позволяет мне  скорректировать план занятия. Кроме  того, это учит детей (ведь каждый  участвует!)  публично высказывать свои  мысли, а это не  каждый  может легко делать. 

Затем  я  представила  детям презентацию (очень кратко - не более  5 минут) об Африке: зонах, растениях, животном  мире. Все - с  теорией закончено - ведь можно много слушать, но ничего  не  усвоить. Только действуя  самому, можно закрепить услышанное.

Далее перед глазами детей я  оставила только вот эту  карту  ...


 .... и  предложила  в  пустой  песочнице построить свою Африку (ведь Африка  почти со всех сторон омывается  водами океанов  и морей и дно песочницы  синее). 

Границу  Африки было предложено выложить веревкой. 

 Далее  мы  проговорили, что Африка проходит через экватор, в  Африке находятся разные зоны, которые на  карте обозначаются  определенным цветом (дети предполагали что какой цвет обозначает). При помощи  растений, песка дети разделили Африку  на пустыни, леса, саванны. Сделали реки.  Затем  каждый  ребенок доставал животное  и  растение и думал  о том, в  какой зоне  ему будет комфортно   и как они приспособлены для этого. В  результате  получилась вот такая чудесная  Африка. О, да  в  Африке на  самом  ее юге живут пингвины - африканские  пингвины! Этого дети не  знали, хотя  о животном  мире  Африки  имели достаточно представлений. 

В мешочках  рядом  с  песочницей  - ЧУДО!  Настоящий  песок  из пустыни Сахара и вулканический  песок. Этот  бесценный подарок  мне  еще в  январе  прислала Комарова  Ольга  Николаевна из города  Омска. 




В Африке много удивительных мест! Одно из них - это высочайшая гора  Килиманджаро - потенциально активный вулкан, но пока  он не  извергается. Эта гора-вулкан привлекает туристов  со всего света тем, что в ней  три климатические зоны  сменяют друг друга! 

В  самом низу - растут деревья, зреют фрукты,  затем идет пустыня, а  на  самом верху лежат (Вы  только представьте!) снега, сохранившиеся  с  самого ледникового периода!!!  

Дети делали  из пластилина  гору-вулкан и все три зоны. И естественный  вопрос: "А домой заберем?". Поэтому  эти  поделки  без фото - нижняя уже домашний вариант.  




И конечно же, в  Африке  есть и действующий  вулкан - Камерун! Извергающийся вулкан делали  все с огромным удовольствием!  И ...взяли  его домой (в  пластиковых стаканчиках).

Вулканы (у  каждого был свой)  извергались всеми  цветами радуги! И это было чудесно.

Приятно,  когда  дети выражают свой  восторг путем  прыгания  на  месте  и  повизгиванием от радости.... 


 Так было на  первом  занятии по Африке....


Второе занятие  по теме "Африка".  

Целью данного занятия  было  познакомить детей с жителями континента: жилищем, традициями. 

Традиционный ритуал приветствия  мы  начали  с  постройки жилища  африканцев - шатра  жителей  пустыни бедуинов. На  стульчик  натянули  ковер-самолет. И под свет фонарика (цвет выбирает каждый  ребенок  свой - учимся  делать собственный выбор, а других уважать этот выбор) говорили о том,   что было интересного за  последнее  время (учимся  рефлексировать, отмечать события дня - самые  интересные и  не только).


Затем  мы просмотрели  презентацию  жилищ африканцев... Подумали  почему  именно такие жилища подойдут народам, живущим  в  экваториальных лесах, пустынях, саваннах....





Просмотрели  фото жителей Африки. Например, пигмеи - самые  маленькие жители  планеты - рост всего не более  140 см - почти как  сами дети на занятии! 



А  потом дети узнали, что Африка  славится  своими  масками! И тут началось творчество! Я подготовила детям фото масок и рассказала  о их назначении, но  дети выбрали  свои  варианты!  И меня это очень  порадовало! 

Каждая  маска имеет свое  назначение! Каждый ребенок проговорил функцию своей маски.





А еще дети сделали  амулеты, дарящие  своему хозяину:  силу. радость, смех (все  со слов детей).  



Я  приготовила  заготовки и дети их разрисовали, наделяя  амулет волшебной  силой...





Следующее занятие  во вторник . Тема  "Египет". 











24 комментария:

  1. Алена, как интересно! Я хочу тоже делать амулет и маску!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, да мне самой ТАК интересно! Я столько нового для себя узнаю в процессе подготовки к занятиям! А маски дети так интересно делали: у каждого свое видение! Для амулетов я приготовила пробки от бутылок винных - разрезала их, дырки делала. но дети на них даже не посмотрели! И это здорово, что они могут свое видение доказать!

      Удалить
  2. Алена, это потрясающе! Вот бы в школе уроки географии так проходили, но увы, количество часов в неделю сокращают, а программу нет, вот и скачут галопом по Европам... Кто знает, может с Вашей легкой руки вырастет новый великий путешественник или исследователь. Но то, что знания о нашей планете (и не только) у детей будут прочные, это несомненно. Браво, Алена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, а мне самой нравится.... Конечно, будет не только география. Для меня важно привить интерес к нашей планете, исследованиям, рассказать об удивительных вещах в доступной для дошкольников форме и так, чтобы эти новые знания проросли новыми всходами...
      Спасибо, Людмила, за добрые слова!

      Удалить
  3. Действительно, самая лучшая программа. Ни о чем подобном не слышала в нашем городе (не буру в учет ДОУ), а ведь столько знакомых деток посещают различные развивающие центры... Восхищаюсь Вашим творчеством, Алена Валерьевна, фантазией и разносторонними интересами. Если нет интереса, нет и такой творческой работы с ребятишками

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анне Борисовна, я сама не слышала о такой программе в таком ракурсе. Спасибо Вам за добрые слова.

      Свой интерес к теме способен зажечь!

      Удалить
  4. Очень здорово! Классно вы придумали , Алена Валерьевна! Изучать Африку намного интереснее , вот так в игровой форме!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо! Играя, вообще дается легче...

      Удалить
  5. Начать занятие в "Шатре бедуина"- отличная идея!))) И амулеты получились классные- беру на вооружение)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, идея шатра у меня как-то раз и родилась за 2 секунды до занятия. А все дело в фонарике светящемся - захотелось его в темноте зажечь для красоты...Мне очень понравилась моя идея Килиманджаро и Африка в песке - границы веревкой.
      Амулеты из алебастра.

      МН

      Удалить
  6. Класс! Алёна, - это суперское занятие! Столько всего интересного. Представляю в каком восторге ребятишки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, действительно все нравится. Вулканы - это фишка! Занятие по динозаврам - меня приглашают в садики и я там провожу его к огромной радости детей и моей. Думаю - куда бы еще его предложить. Так приятно, что занятие получилось классное и я могу даже заработать на этом.

      Удалить
  7. Здравствуйте! Алёна, скажите, пожалуйста, на основе каких материалов вы написали такую удивительную программу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дарья, здравствуйте! ПРи составлении программы я ориентируюсь на интерес своего сына - он мой мотиватор. Ведь все началось с динозавров! А потом как по маслу. Нет таких материалов какими бы я пользовалась - есть идеи коллег, я вообще много изучаю опыт коллег - тот опыт который пропущен через занятия, а не тот, что описан в книгах -порой сухо и без фото. Блоги коллег - вообще отличное подспорье!
      Мне интересен песок и я вижу как дети с радостью в нем копашатся и этот интерес нужно использовать. Мне самой интересен мир вокруг и этот свой интерес я трансформировала в занятия Я вижу огромный потенциал. в арттерапевтических техниках и они будут активно использоваться. Многие техники я сама придумываю.

      ДЛя ДОУ эта программа может и не подойти - я, например, не буду ее использовать в садике - необходимы вложения финансовые, а условия садика не позволяют их вкладывать - за свой счет я это делать больше не буду, а просить у родителей не хочу. ПОэтому эту программу я буду реализовывать только в частных центрах где мне достойно платят и оплачивают все дополнительные расходы.с радостью.

      ДАрья, главное прислушиваться к себе -что Вы хотите. Возможно, вам будет интересно совсем другое и тогда занятия сами собой напишутся. Я если уж совсем честно на бумаге вообще ничего не пишу - надо бы. МОжет книгу написать.... Все в голове...

      Удалить
    2. Мне просто интересно стало, очень интересная программа, дети, конечно в восторге. Вы верно заметили, что в книгах порой сухо и неинтересно написано. Я тоже двигаюсь исходя из интересов детей и того, что мне понравилось у коллег, перерабатываю материал. Согласна с Вами, для ДОУ такая программа вряд ли подойдёт, так как нет материальных возможностей. А я в этом году хочу запустить песочную терапию, уже накапливаю фигурки и часть атрибутики. Занятия уже частично продумала. Вообще, мне очень нравится песочная терапия. Какие книги или блоги Вы используете, черпая идея для песочной терапии?

      Удалить
    3. По песочной терапии для детей (точнее это игры в песок - терапия более глубокая вещь и порой клиент сам творит, а нам вообще ничего придумывать не надо) блогов я не видела - таких, чтобы черпать информацию. Темы сама придумываю, иногда основываюсь на теме недели в ДОУ. Из книг читаю Сакович "Технология игры в песок" , Большебратская (можно в педагогической библиотеке скачать)..

      Я сперва в своей голове идею рождаю, а потом сюжет как сказку сочиняю...как- то так...

      Удалить
  8. Алена, большое спасибо! Такие интересные материалы! Мне очень понравилось, можно даже для детского праздника использовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, пожалуйста! Материалы и правда можно на праздниках использовать. КОнечно, для масок лучше гуашь, но она сохнет долго...

      Удалить
  9. Очень интересные занятия получились! Теперь тоже хочу сделать с дочкой похожую Африку)) Спасибо вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антонина, удачи! Можно любой другой материк взять.

      Удалить
  10. Алена Валерьевна, спасибо, что выкладываете план своих занятий, столько интересных находок! сохранила ссылку на ваше сообщение к себе в пинтерест - в копилку идей, надеюсь удастся с сыном также поиграть в будущем. Спасибо за участие в Детской галереи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада, что материалы понравились.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...