вторник, 17 ноября 2015 г.

Комплекс упражнений для развития мышления дошкольников


Уважаемые родители!

Завершилось изучение готовности детей  к обучению в школе. Многие из Вас приходили на групповые  и индивидуальные консультации,   Вы  получили результаты  на  руки,  в  которых отмечены  уровни развития каждого параметра. Ниже  подобраны  игры  и упражнения на  развитие  мышления, которые помогут Вашему ребенку подготовиться  к школе. Безусловно,  с Вашей помощью. Важное  условие проведения  игр дома: хорошее  настроение, терпимость по  отношению  к  Вашему самому любимому ребенку,  чувство  юмора, систематичность. 


Те родители, которые  не  смогли  еще  получить результаты - жду  Вас  на  индивидуальные консультации.  


Комплекс  игр и упражнений  для развития мышления

Упражнение № 1.
            Цель: развитие словесно-логического мышления
            Ход:  к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.
            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.
Щетка___________ .   Иголка______________ . Лопата_______________.
Лейка___________  .  Грабли______________ .  Нож_________________.
Лифт__________   .   Холодильник________.  Гвоздь________________.
Миксер_________ .   Ракетка_____________.   Тачка_________________.
Банка___________ .  Мясорубка___________.  Весло_________________.

Упражнение № 2.
            Цель: развитие словесно-логического мышления.
            Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег
            Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка
            Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом, карандаш, ложка
            Материал: банка, кастрюля, рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка
            Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое
            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.
            
Упражнение № 3.
            Цель: развитие словесно-логического мышления.
            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-... (дом)
песня-глухой, картина-... (слепой)
паровоз-вагон, конь-...(телега)
бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
песня-певец, самолет-...(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-...(слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-...(вода)
машина-дорога, воздух-...(самолет)
корова-теленок, лошадь-...(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-...(кожура, шелуха)
ложка-каша, вилка-...(мясо).

Упражнение №4  «Подбери слово»
             Цель: развитие словесно-логического мышления.
            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).
            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
коньки- зима,  лодка-...(лето)
собака-шерсть, щука-...(чешуя)
пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)
ухо - слышать, зубы-.. .(жевать)
чай-сахар, суп-...(соль)
дерево-сук, рука-...(палец)
дождь-зонтик, мороз-...(шуба)
пчела-мед, корова-.. .(молоко)
школа-обучение, больница-.. .(лечение)
нож-сталь, стол-...(дерево)
хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)
пальто-пуговица, ботинок-...(шнурок)
коса-трава, бритва-...(волосы, борода)
нога-сапог, рука-.. .(перчатка)
вода-жажда, пища-...(голод)
электричество -провода, пар-...(трубы)
лимон - кислый, сахар-...(сладкий)
камень - тяжелый, перышко-.. .(легкое)
машина-дорога, корабль-... (море)
птица-клюв, слои-...(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»
            Цель: развитие операции обобщения, классификации,  развитие внимания.
            Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.
• Кисель — кефир — сок — чай (напитки)
• Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка
• Муравейник — нора — логово — берлога
• Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл
• Глина — шерсть — дерево — пластмасса
• Двойка — тройка — пятёрка — единица
• Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха
• Салат — каша — борщ — запеканка
• Топор — лопата — пила — отвёртка
• Серьги — браслет — цепочка — кулон
• Храбрость — доброта — трудолюбие — честность
• Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло
• Клюв — перья — крылья — коготки
• Есть — спать — учиться — гулять

Упражнение №  6.
            Цель: развитие операции классификации, обобщения.
            Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать  обобщающее понятие.
1.                   Стол, стул, диван
2.                   Творог, сыр, масло
3.                   Врач, повар, лётчиц
4.                   Сок, кефир, компот
5.                   Шишка, жёлудь, орех
6.                   Корабль, лодка, яхта  
7.                  Паровоз, электричка, трамвай
8.                  Книга, альбом, блокнот
9.                   Торшер, бра, настольная лампа
10.               Сосиски, колбаса, котлета
11.               Земляника, клюква, малина
12.               Сыроежка, лисичка, подберёзовик
13.               Сосна, берёза, липа      
14.              Жасмин, шиповник, сирень      
Дождь, ветер, иней

Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.
Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)?
Что бывает высоким (низким)?
Что бывает зелёным (красным, синим)?
Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?
Что бывает тяжёлым (лёгким)?
Что бывает глубоким (мелким)?
Что бывает колючим (острым, хрупким)?

Упражнение №8.
            Цель: развитие воображения, мышления.
            Задание: рассказать, во что превратится
 Стул  без спинки______________
 Чашки без ручки ______________
 Мороженое без холодильника ____
 Всадник без лошади ____________
 Дерево без веток ______________
 Стол без ножек________________
 Ливан без спинки _____________
 Самолёт без крыльев___________
 Книга без страниц _____________
 Подушка без перьев ___________
 Спички без серы ______________
 Снеговик без холода___________
 Телевизор без электричества____
 Карандаш без грифеля _________
 Кофта без рукавов_____________
 Кепка без козырька ___________
 Окно без стекол_______________
Сад без деревьев ______________

Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
            Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.
            Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».
            Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Упражнение  №10 «Закончи предложение»
            Цель: развитие мышления.
            Ход упражнения:    
            Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.
• Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)
·                     Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать, вязать, шить)
·                    Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая).
• Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
·                    Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
·                       Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.
            Цель: развитие мышления, внимания.
            Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.
            Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
Помнить                       Храбрость                     
Тупой (нож)                 Высокий 
Знаменитый                 Мелкий
Подниматься               Молчать
Встречать                    Открывать
Ругаться                       Широкий
Мягкий                        Легко
Темно                          Грязно
Толстый                       Гладкий
Полный (стакан)         Добрый
Искать                           Ругать
Старый (диван)          Шершавый
Грубый (разговор)      Весёлый
Быстро                         Длинный
Молодой                       

Упражнение № 12.
            Цель: развитие операции анализа,  синтеза, внимания, речи.
            Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений
У Кати кукол больше, чем игрушек
Трехэтажный дом ниже одноэтажного
Ручеёк шире реки
Самолёт движется медленнее машины
 В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
 Лапа моложе сына, но старше дедушки
 Черепаха ползает быстрее змеи
 Тигр слабее кошки
Петя собрал поганок больше, чем грибов
У зайца ушей больше, чем у медведя
Стол квадратнее окна
Стул деревяннее тумбочки
            
Упражнение №13.
            Цель: развитие операции анализа,  синтеза.
            Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,
• Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода).
• Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________.
• Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________.
• Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________
• Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.
• Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.
• Все изделия из стекла хрупкие.  Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит         ___________.

  
Игра «Главное и второстепенное»
            Цель:  развитие операций анализа.
            Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его. Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да». Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

«Подбери слово»
            Цель: развитие операций  мышления.
            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-... (дом)
песня-глухой, картина-... (слепой)
паровоз-вагон, конь-...(телега)
бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
песня-певец, самолет-...(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-...(слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-...(вода)
машина-дорога, воздух-...(самолет)
корова-теленок, лошадь-...(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-...(кожура, шелуха)
ложка-каша, вилка-...(мясо).
            
 «Подбери слово» -2.
             Цель: развитие операций анализа.
            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).
            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
коньки- зима,  лодка-...(лето)
собака-шерсть, щука-...(чешуя)
пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)
ухо - слышать, зубы-.. .(жевать)
чай-сахар, суп-...(соль)
дерево-сук, рука-...(палец)
дождь-зонтик, мороз-...(шуба)
пчела-мед, корова-.. .(молоко)
школа-обучение, больница-.. .(лечение)
нож-сталь, стол-...(дерево)
хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)
пальто-пуговица, ботинок-...(шнурок)
коса-трава, бритва-...(волосы, борода)
нога-сапог, рука-.. .(перчатка)
вода-жажда, пища-...(голод)
электричество -провода, пар-...(трубы)
лимон - кислый, сахар-...(сладкий)
камень - тяжелый, перышко-.. .(легкое)
машина-дорога, корабль-... (море)
птица-клюв, слои-...(хобот)


Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
1. Запиши обобщающее слово:
 - окунь, карась-…
- трава, дерево-…
- крот, мышка-…
- пчела, жук-…
- чашка, тарелка-…
- ботинки, туфли-…


 Что здесь лишнее? Почему?
- таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;
- тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;
- лиса, заяц, медведь, пчела;

- машинка, пирамидка, юла, слива, мишка



Упражнения взяты  из замечательного альбома Т. Ткаченко

26 комментариев:

  1. Алена, спасибо за такую подборку...прямо скопировала себе!

    ОтветитьУдалить
  2. Алена, еще раз убеждаюсь, что подготовку детей к школе веду в нужном русле. Подобные упражнения используя на тренингах подготовки к школе и со своей дочкой тоже. Спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, психологи конечно же все это делают. Пост скорее для родителей. Хотя я всегда с радостью пополняю свою копилку.

      Удалить
  3. Алена, спасибо за замечательное подборку! Я в каждое занятие, стараюсь включать подобные задания, но иногда просто не хватает материала! Особенно, когда почти все занятие приходится строить на словесных задания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаю тебя! Пожалуйста! А бусы я курила!

      Удалить
    2. Поздравляю с приобретением:)

      Удалить
  4. Алена! Спасибо большое за материал! Пригодится обязательно!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Алёна, спасибо за пополнение моей копилочки! Упражнение №8 встречаю впервые. Обязательно поиграем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, есть классная книга точнее типа рабочей тетради - еще мой старший сын готовился к школе 13 лет назад. Логические упражнения для развития речи. Автор: Ткаченко Т.А.

      Удалить
    2. нашла ссылку скачивается! http://xn--d1albdcjfadzv8dvb.xn--p1ai/data/documents/LOGIChESKIE-UPRAZhNENIYa-DLYa-RAZVITIYa-REChI.pdf

      Удалить
    3. Алёна, большущее спасибо! Все скачала! Материала много, буду изучать, пользоваться.

      Удалить
  6. Алена, большое спасибо! Поставлю себе в закладки. Три упражнения сделали с Артуром сразу, потому что оказался рядом, а к остальному будем возвращаться.

    ОтветитьУдалить
  7. Какие ценные задания, очень признательна за подборку, обязательно воспользуюсь! Спасибо большое!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила в конце поста ссылка на альбом Ткаченко - там еще много всего.

      Удалить
  8. Здравствуйте Алена Валерьевна! Отличная подборка игр!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Леонидовна! Спасибо!

      Удалить
  9. Алёна, вот ссылки на картотеки. Вроде бы получилось сделать чтобы скачивалось.
    https://drive.google.com/file/d/0B3kQV_ARrYVaam1YX19FbFI0T1E/view
    https://drive.google.com/file/d/0B3kQV_ARrYVaNXQ3QW84ZElYNm8/view

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, спасибо! Все скачала!

      Удалить
    2. Аня, спасибо тебе за подборку. :) С твоего разрешения тоже воспользуюсь для пополнения своей картотеки. И отдельное спасибо за чудесное её оформление. :)

      Удалить
  10. Алёна, с праздником профессиональным! Очень хочется тебе пожелать, чтобы в деятельности было как можно меньше принуждения и ограничения, а побольше радости и вдохновения! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо! И тебя с праздником! У меня 50 на 50. В частных центрах - все по радости и вдохновению - отчитываешься только перед заинтересованными родителями (и перед собой). В садах не только- еще и проверяющие органы добавляются....

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...