четверг, 5 ноября 2015 г.

Адаптация к условиям детского сада детей младшего дошкольного возраста и арт-терапия (из опыта работы)


Одним  из направлений деятельности  педагога-психолога  в  ДОО является  сопровождение детей  в  период адаптации.  Кто-то из детей адаптируется  легко - пару дней  и нет слез,   аппетит хороший, сон спокойный, играет с детьми, а  кто-то испытывает трудности.... Вот с  этими детками  и работает психолог. Я  использую разные методы, одним  из которых является  метод арт-терапии (элементы). 

Я  приглашаю ребенка в  гости для того,  чтобы  сделать маме  подарок. В   последние  дни это были  рисунки  и  коллажи. 


Важно предоставить  ребенку лист побольше (я  использовала  картон формата  А3). Осваивая   пространство  листа, ребенок  присваивает этот опыт  и переносит его на  освоение  пространства (ведь адаптация - сложный  процесс,  включающий  и освоение  пространства  группы). 

Интересно наблюдать за  сменой эмоций,  которое  хорошо видно...

Сперва  был черный  цвет... Девочка  грустила и подсознательно выбирает цвет грусти.... 



А  вот уже  и  синий  появился,  а  в  глазах улыбка....



А  вот уже  и  зеленый, и синий,  и красный!  И смех! 


На листе  расцветают необыкновенные  цветы, а в глазах ребенка радость....


А  вот и море. Вода  на листе - это ресурс...


Море,   желтый  песок....  Девочка  сама  все  рассказывает - это здорово!  Рядом  с  морем дерево, которое  превращается  в  цветы...


-Бабочку хочу! 
Отличный  символ! 
Бабочку  мы наклеили (обои были  с бабочками). 


В  прошлый  раз с другими детьми мы делали  коллаж и фон для  него.  Был важен сам  процесс  творчества. Наблюдать то,   как  дети 3 лет  ходят вокруг стола и пишут  фон - сплошное удовольствие! В  моем  кабинете  всегда  есть качественные журналы для  коллажей - вот мы  с девочками  и  выбрали картинки и  приклеили....Я  только  вырезала....


Работа  по  адаптации детей младшего дошкольного возраста  в  МБДОУ  ДС  №  151 продолжается. Есть несколько деток,   которые требуют моего внимания. 

10 комментариев:

  1. Алена, мне понравилась идея с соединением рисунка и коллажа! Спасибо, друг, за тему адаптации!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, моя идея сперва была дополнить фон сухими листьями, но когда на первой встрече дети начали рисовать, то я поняла, что листья тут не к месту и я предложила журналы. Процесс просматривания ярких иллюстраций помогает нормализовать эмоциональный фон, а когда еще детей спрашивают о том, какие картинки им нужны, то ребенок вообще расцветает и с радостью размещает картинки на своем холсте.

      Удалить
  2. Да, интересная комбинация рисунок и коллаж! Спасибо, Алена! И как наглядно меняется настроение с используемыми красками))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, смысл этого поста для меня был в том, что очень важно детям, испытывающим проблемы в адаптации предлагать задания, которые помогали бы им выразить свои эмоции (часто дети не умеют говорить). Результат не так важен - важен сам процесс творчества и результат здесь - стабилизация эмоционального фона.

      Удалить
  3. Здравствуйте! Это мама Саши Кожухова из "Теремка". Я очень тронута :) Вашей работой с моим сыном. Спасибо огромное! Все "в одного" пыталась адаптацию его облегчить, а тут Вы - за несколько встреч. Так здорово забирать ребенка из садика и видеть, что он не прилип, заплаканный к дверному стеклу, а играет с детьми. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Как неожиданно! Спасибо Вам! 39 садик - новый для меня и я только начинаю там адаптационную работу с детками. В группе мы играем в несколько игр утром и во вторник после сончаса. И некоторых деток приглашаю " к себе в гости". Сегодня Саша бы с Игорьком. Этот пост о другом садике -151, но в вашем работа будет аналогичной - проверенной на практике.
      Спасибо Вам еще раз!

      Удалить
  4. Алена, как чудесно! Действительно картинка расцвела. А черное? Что это в итоге получилось по объяснениям автора? Очень любопытно). Как хорошо, когда дети справляются со своей печалью, это настолько радостно, что одним маленьким грустным человечком в мире стало меньше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, мне так грустно самой кода я вижу трудности в адаптации....Сама мама и представляю как трудно малышам без мамы. Все черное в цветы превратилось, но я никогда не спрашиваю что это было - если захочет, то сам расскажет. Я могу лишь восхититься глубиной цвета, широтой мазка....

      Удалить
  5. Алёна, спасибо, что делишься опытом. Я вот почему-то очень редко беру деток с ясельной группы к себе "в гости". Обычно работаю в спальной группы. Понимаю, что необходима смена обстановки, но так кардинально менять не решалась. Надо бы попробовать. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, да я сама редко так делаю. Всегда смотрю и интуичу - можно или нет. Если беру двоих, то одного уже из тех, кто был - и точно знает, что, в гостях его ждет что-то суперинтересное. И этот ребенок берет за ручку плаксика и ведет его. Но все очень индивидуально!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...