суббота, 13 декабря 2014 г.

Овощи-фрукты: как их запомнить?

Здравствуйте, уважаемые  родители, читатели блога!


Думаю, что со мной  согласятся  многие и  родители ,и педагоги:  понятия "фрукты"   "овощи" дети путают - иногда  и  в  начальной школе. Как  помочь детям запомнить  - где  овощ, а  где  фрукт? Покажу  один из возможных вариантов  работы. 
Для игры  нам  потребуется: макет дерева (можно просто ветки на  улице  найти),  грядка  (я  взяла  коробочку   и насыпала  песок, подойдет и цветочный  горшок), картинки  с  овощами-фруктами (натуральные  овощи  и фрукты).   Для  изготовления карточек  можно  использовать материалы  из интернета, но хорошо подойдут тематические наклейки (моя  карточка  с  морковкой - как  раз  из такой  серии -с  использованием наклеек  из серии книг  "Школа  семи гномов. Развитие речи. 4-5 лет")  - очень удобно! 


Ход игры.

Я  предлагаю ребенку самостоятельно  расселить карточки - посадить на  дерево   и  на  грядку. Иногда бывают ошибки, но  я  пока  ничего не  говорю - ребенок  сам  работает.



На  дерево  удобно прищепками  прицеплять, но можно просто дырочки  в  карточках сделать. 



Как  ребенок  все  развесил, то приступаем  к  рассмотрению  и изучению. Приходит понимание  того,  что  ФРУКТЫ  растут на дереве или    кустах, а  вот  ОВОЩИ на  грядках. (Тут у  меня  много вопросов  возникло, но о них позже)...
 Важно,   чтобы  ребенок  произносил обобщающее  слово "фрукты",  "овощи".

Один важный  момент! Дети, живущие  на  Урале (Сибири  и  в  других северных областях) просто не  знают  где  растут  цитрусовые. Для  этого важно показать  лимонное  или  апельсиновое  дерево (в  Интернете  найти) в  природе.
      
После  того, как  все  рассмотрено, разложено, я  УБИРАЮ ВСЕ  КАРТИНКИ и предлагаю ребенку  назвать все  фрукты  и  все  овощи,  доставая  при этом  названный  предмет, и  выкладываю их перед ребенком. Таким образом  мы  развиваем  память. 


Игра  "  Что лишнее?".
Важно,   чтобы  ребенок  все  объяснял, если  затрудняется, то взрослый  дает  речевой  образец. 
Родители, учите  детей  давать  полные, красивые  ответы - это им  пригодится  в  начальной  школе, да  и вообще  в  жизни. Красивая речь - наше  богатство! 


Любимая  игра  всех детей "Чего не  стало?"
Цель: развитие  внимания, зрительной  памяти.
Ребенку  предлагается  запомнить все  картинки, а  затем одну  или несколько  убрать(или  поменять местами). Дети обожают эту  игру! 






Получается  целое  занятие-игра. Детям  нравятся  такие  занятия! 


А  теперь мои  рассуждения. Проанализировав  литературу, я  поняла,  что понятия  "фрукты" и "овощи" в  науке как-то расходятся. Например, если  фрукты растут  на  деревьях, то почему  ананас - фрукт? Или  я  не  все  прочитала?... Уважаемые  коллеги, что вы  думаете  по этому  поводу?  В некоторых источниках было написано, что  и  помидоры - фрукты. Тут  я  совсем  растерялась. Как  учить детей?...



И напоследок  еще  один   способ - самый  действующий для  закрепления понятия  "овощи" - игра   в  магазин.

Приведу  конспект занятия - он для  педагогов, но  могут  и родители  дома   использовать, немного адаптировав.  
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Овощи, продукты питания».
Задачи:
– обучение выделению отличительных признаков предметов, объектов;
– обучение сравнению предметов, объектов;
- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
- воспитание уважения к труду;
Оборудование: атрибуты для игры в овощной магазин (касса, муляжи овощей), деньги (палочки Кюизера, бумажные деньги с цифрами).
Предварительная работа: беседа с детьми о значении овощей для человека; для чего нужны овощи; что из них можно приготовить; где их продают; где растут.
Проведение дидактической игры «Угадай и опиши овощ».
Перед детьми корзина с муляжами овощей, сюжетные картинки. Необходимо дать описание   изображенному овощу.
Игровые роли: заведующий магазином, водитель, продавцы, покупатели.
Беседа перед игрой:
Педагог:
-Ребята, вы все были в магазине?
Семья пойдет в магазин покупать овощи, а в магазине работают …. (продавцы), а те, кто покупает ….(покупатели).
- Кто работает в магазине?
- Что делает директор  магазина?:
- А кто привозит овощи в магазин?
Педагог уточняет: «Ведёт машину, соблюдая все правила дорожного движения, получает товар от товароведа, загружает и разгружает его».
- А кто продает  овощи?
Педагог конкретизирует: «Получает товар, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берёт деньги, выдаёт сдачу, чек, товар)».
- А кто покупает продукты?
- Что вы будете покупать?
Педагог уточняет: «Покупатели покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах».
-Даша, сколько моркови ты купишь? Какую морковь  ты  будешь  покупать:  большую или маленькую?
-Ваня, сколько килограмм картофеля тебе надо купить:  два  или один? Какой  картофель ты  будешь  покупать:  большой  или  маленький?
- Соня, сколько  будет  стоить килограмм капусты? Какую капусту  ты  будешь  продавать: белокачанную или  цветную?
- В магазине у нас будут роли…..(роль продавца, роль покупателя, роль уборщицы).
- А сейчас распределим роли.
Педагог даёт возможность детям самостоятельно распределить роли. Если возникают споры, предлагает использовать считалки.

Ход игры:
Покупатели и продавцы занимают свои места.
Остальные дети делятся на подгруппы по 3-4 человека, договариваются, кто из них будет мама, папа, бабушки и дедушки.
Покупатели идут в магазин покупать продукты.
Комментарии к действиям (сначала при помощи педагога, затем самостоятельно):


Итог игры: Педагог  приглашает детей к себе, спрашивает, понравилось ли им игра. Что понравилось больше всего? Хотят ли дети еще поиграть в магазин? Что они купили. Что они с этими продуктами будут делать, сколько  денег  заплатили. Просит  описать овощи  которые  купили.   




19 комментариев:

  1. Здравствуйте, Алена! Все правильно, овощи растут в огороде в земле или на земле , а фрукты - в саду на деревьях.Мое мнение: не надо морочить детям голову, если есть какие-то тонкости, пусть об этом они узнают в школе. Если у меня возникают сомнения относительно чего-то, я стараюсь его для игры не использовать. Например, виноград и вишня это что?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, здравствуйте! Для меня виноград и вишня - ягоды. Я тоже стараюсь избегать того, чего не знаю - пока точно это не буду знать. Ананас входит в состав многих покупных игр на классификацию, вот у меня и возникли вопросы. Спасибо Вам за отклик!

      Удалить
  2. А я всегда думала, что ананасы на пальмах растут. Только сейчас в инете прочитала, что это не так.

    ОтветитьУдалить
  3. Алёна, подборка игр замечательная! Спасибо! Любуюсь твоим деревом! Я своим дошколятам говорю "в саду и в огороде". А в саду может быть и на деревьях, и на кустах (фрукты, ягоды).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ананас на земле в траве....Кто он...вот вопрос....Лена, спасибо! Дерево меня выручает всегда...

      Удалить
    2. Ананас предлагаю вынести в тропические фрукты (такие как банан- злаковая культура, мы все равно называем фруктом). Когда изучаем тему ведь обговариваем с детьми, что ананас, лимон, банан и т.п. у нас не растут, а растут в жарких странах. А больше внимания уделяем овощам и фруктам, ягодам нашей полосы (яблоки, груши....)
      Материал у вас как всегда очень замечательный и занятия увлекательные!

      Удалить
    3. Ваше предложение, Наталья, принято!

      Удалить
  4. Алена Валерьевна, спасибо, игры очень интересные. А вот, плод томата - ягода, но возделывается он как овощ, отсюда и разногласие..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо! Про томат буду знать!

      Удалить
  5. Отличная подборка игр, Алена! И дерево выручает, и песок... Сколько всего интересного происходит на занятиях психолога...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, открою маленький секрет - скоро и у вас будет такое дерево....
      Мне самой нравится создавать интересности - вот и играем вместе... Впрочем, как и вы....

      Удалить
    2. Ух, как здорово... Алена...Вот и мне будет подарок к Новому году от челябинской волшебницы...

      Удалить
    3. Поскорее бы уже все дошло...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...