На бытовом уровне
воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует
действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном
понимании воображение - это способность представлять отсутствующий или реально
не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Высший уровень развития
воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение - это создание
совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор.
Дети, конечно же, не
знают названий приемов творческого воображения, но активно используют их,
придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим
приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив
суть создания сказочных образов, старшие дошкольники начинают их использовать и
в собственных творениях.
Воображение детей
развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать
нереальную ситуацию. Складываясь в игре, воображение переходит в другие виды
деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении
сказок, стишков. Так же как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно
воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.
Приемы развития
воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели
разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами
окружающего мира.
Доктор психологии И. В.
Вачков, обращаясь к дошкольникам, предлагает им такие упражнения для развития
воображения.
- Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.).
- Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.).
- Нарисуй, как ты себе
представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго
волшебника в детстве.
- Пусть мама и папа
назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных
произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы
действовали оба этих героя.
- Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.
- Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.
- Поиграй с мамой в
сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает мама, а
потом ты продолжаешь.
- Соедини в связный рассказ эти два предложения: "Далеко на острове произошло извержение вулкана..." - "...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной"; "По улице проехал грузовик..." - "...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода"; "Мама купила в магазине рыбу..." - "...поэтому вечером пришлось зажигать свечи".
- Соедини в связный рассказ эти два предложения: "Далеко на острове произошло извержение вулкана..." - "...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной"; "По улице проехал грузовик..." - "...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода"; "Мама купила в магазине рыбу..." - "...поэтому вечером пришлось зажигать свечи".
- Вообрази, что ты
превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над
скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в
которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.
Воображение играет очень
важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая
вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает
временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно
перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не
существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и
творчество.
Так, для развития воображения (а также творческих способностей, мышления) в нашем детском саду детям подготовительной группы была предложена игра «Преврати кружок». На выставке детских работ родители могли познакомиться с творчеством своего ребенка. Вот что у нас получилось.
Так, для развития воображения (а также творческих способностей, мышления) в нашем детском саду детям подготовительной группы была предложена игра «Преврати кружок». На выставке детских работ родители могли познакомиться с творчеством своего ребенка. Вот что у нас получилось.
ух-ты я не видела этого сообщения раньше))) мне очень нравятся игры-рисовалки-воображалки!
ОтветитьУдалитьСпасибо за игру!
Наталья, архив скрывают иногда то, что даже я забыла....Спасибо за проект!
УдалитьВот это да, как здорово ребята рисовали круги. Вот так воображение. Даже сами подписывали что-то. У меня есть игра где дети должны предметы похожей формы подобрать, моим ребяткам даже с опорой на наглядность трудно выполнять задание. После изучения геометрической фигуры попробую с ними поиграть в игру "Преврати фигуру в предмет". Попробую так же сделать выставку работ.
ОтветитьУдалитьНаталья Валерьевна! Это вторая попытка была. Первая позволила детям только нарисовать солнышко, цветочек - были шаблонные варианты. Потом я принесла картинки на которых есть круги. Делала так: даю две картинки (три) такие например: велосипед, мяч, машина и просила найти общее, а дальше дети сами уже пришли к выводу как дорисовывать круги. Потом находили круги в группе, на прогулке и также квадраты, треугольники.
Удалить