четверг, 19 мая 2016 г.

Родителям будущих первоклассников



Здравствуйте уважаемые родители!

Вот и остается  позади счастливая золотая  пора дошкольного детства... Всего через  3,6 месяца начнется для будущих первоклассников  и  их родителей новая жизнь - школьная. Какая она будет? Что ждет впереди и детей, и родителей?...  Как сделать школьную жизнь детей более радостной? Стоит ли помогать детям делать уроки? А может они сами  все будут делать....Много вопросов возникает у родителей, приходящих ко мне на  консультации. А сколько вопросов у детей....
В данном посте мне хотелось бы затронуть  лишь малую толику вопросов, исходящих от родителей - они повторяются. Будет хорошо. если  читатели (педагоги, родители) в комментариях продолжат дискуссию.

Итак, начнем...

1. "Как заниматься с  ребенком летом? Какие уроки делать?"  - очень часто задают такой  вопрос.
Хочется сказать: летом нужно отдыхать. Конечно, будет здорово, если Вы  займетесь творчеством, будете больше гулять и наблюдать за  природой, просто  будете  много говорить с ребенком.  

Особо хочется отметить важность развития  мелкой моторики. Именно этому и стоит уделить особое внимание  летом: пусть будущий первоклассник больше штрихует (именно штриховка, а  не раскрашивание лучше тренирует навыки письма, укрепляет мелкие мышцы руки). Обратите  внимание  на то, как держит ручку ребенок и потратьте  летнее  время на корректировку (если она  нужна) неправильного захвата ручки. В интернете можно найти массу  информации об этом. Помните,  что "рука - это вышедший наружу мозг человека" (Кант): устала  рука - устала голова. Когда ребенок  держит ручку не  совсем  правильно, то у него скорее  устает рука.

2. В  комплекс методов, направленный на изучение готовности ребенка к обучению в школе, входит прием, при котором ребенок отвечает на  вопрос: "какого цвета твое настроение  когда ты думаешь о том,   что скоро станешь первоклассником?  

Часто дети выбирают черный цвет. Не потому что он любимый,  а  как  раз наоборот. Комментируют ответ так: я боюсь,   что двойки буду получать,  а  мама  меня будет ругать, а  я  не хочу чтобы меня ругали.

Или вот так:  не хочу  в  школу! Там так трудно,   что я  не  справлюсь, я  ведь не очень умный - мама так  сказала.

Или так: в школе очень много уроков! Там  так трудно,   столько  нужно всего делать.....

Откуда такие ответы? Почему еще у дошкольника в голове образ школы как нечто страшное  и ужасное - что-то такое  чего нужно бояться. 

Во многом  это слова родителей. "Вот пойдешь в  школу - там-то столько  всего задают,.... и т.п.". 
Школа является  некой  страшилкой. Как быть?

Возможно, будет лучше сказать так: в школе может быть по-разному: и трудно, и легко. Кому-то очень трудно, а  кому-то легче. Как думаешь, мой хороший, что в тебе  есть такого,   что поможет тебе  справляться  с  трудностями? 
Далее  можно обсудить сильные стороны ребенка, помогая ему их увидеть - они точно есть!

Например, ты  у  меня очень умен!  Весь в  папу (деда, бабу, в  меня...)! Ведь если  у  тебя такие  умные родственники, то и ты  тоже такой - ты  ведь член семьи! Ты  у  меня очень упорный!  Помнишь,  когда  у  тебя  не получалось (вспомнить что) - ты  упорно добивался и добился! 
А еще ты  у  меня такой сильный! Настоящий будущий мужчина! 

Дайте  ребенку ресурс! Позвольте  поверить в  себя, не  пугайте школой. 

Будет хорошо,  если  Вы достанете  свои школьные фотографии и вместе  с ребенком  просмотрите их,   вспоминая свою школьную жизнь. Подумайте о том, чего Вы боялись  перед школой и о том, как Вы сможете  помочь своему ребенку преодолеть трудности школьной жизни. 

Некоторые дети боятся получать двойки. Для них двойка -  это что-то ужасное, за  что ругают и даже иногда бьют. Важно донести до ребенка понимание того, что двойка  - это всего лишь показатель того,   что есть над чем поработать и все. Для того, чтобы  исправить двойку у ребенка есть: ум, сила, помощь родителей - это важно озвучивать ребенку. 
Вообще вера ребенка  в  то, что на родителей можно положиться, их не  нужно бояться (за  оценки, за  еще  что-то) - очень важно! Родители должны быть опорой, помощниками и  никак не судьями для своих детей. Хорошо, когда дети рассказывают о своих проблемах родителям - значит верят и доверяют, не боятся. Это очень важно - самое  важное. 

Хочется остановиться еще на одной важной теме - вопрос учителя - личности учителя. В настоящее  время многое  поменялось: другими стали и дети, и родители, и учителя. Хочется,   чтобы  учитель в школе был особенным и добрым, и требовательным, и умным и т.д. Возможно ли это?   
В любом случае - авторитет педагога должен быть непререкаемым. Постарайтесь поддерживать  авторитет, отмечать в педагоге положительные моменты.  Предлагаю Вам видеосюжет, который, возможно. поможет поменять отношение  к учителям в школе да  и вообще посмотреть на школу под другим углом. Известный психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева размышляет том, о чем учат в школе и  о социальной  успешности.

Пусть начало школьной жизни будет радостным, счастливым и спокойным!


13 комментариев:

  1. Алена, можно я и этот пост заберу к себе?! Ибо
    У меня включился процесс подготовки (а скорее даже не столько подготовки, а тревоги и паники) в своей голове и засела занозой мысль - учитель, вот что самое главное!!!
    Представляешь, мы в школу на следующий год, а я именно сегодня иду лично знакомиться с будущей учительницей (с предполагаемой, которая мне подходит и которая, как я себе придумала, подойдет дочке). Более того, собираюсь сделать все возможное и невозможное, чтобы оказаться в ее классе!!!
    И вот прямо сейчас задумалась, может быть, я вовсе не о том думаю?! Что скажешь?
    А вообще-то я все чаще задумываюсь о домашнем-семейном обучении... Что именно ты думаешь о подобном?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля. привет!
      Тревожность мамы во многом определяет тревожность ребенка. Если тебя успокаивает то, что ты попадешь к этому учителю, то значит пусть будет так.
      Спокойна мама - спокоен ребенок.
      Домашнее обучение - не мой формат. Кому-то оно подойдет. но не мне точно. Если родители готовы взять на себя такую огромную ответственность, то почему нет.

      Удалить
    2. А мне кажется, что выбор учителя - это очень важный момент в начальной школе. Маме, конечно, в первую очередь стоит искать учителя именно своему ребенку, а не себе), но если есть возможность выбора этим стоит воспользоваться. Как правильно сказала Алена, снижение маминой тревожности - очень важный пункт. А еще важно, если маме нравиться учитель, то проще поддержать его авторитет, а это очень нужно.

      Удалить
  2. Алена, спасибо за ценные советы! Вопрос о социальной успешности задел, действительно, мы не на то нацеливаем детей, упуская из вида настоящие ценности и получая, как результат, неудовлетворенных жизнью детей. Беседы с психологом взяла в закладки ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, рада, что заинтересовала Зинкевич-Евстигнеевой. У нее много полезных видеосюжетов.

      Удалить
  3. Спасибо, Алёна. Как раз кстати эта информация - укрепила меня в мысли, что я на верном пути, спасибо за советы, очень актуальны. В этом году в школу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, мой Ваня через год идет...
      Конечно, это только малая часть того. что мне хотелось бы донести.... Многие думают, что вот летом-то нужно как следует позаниматься для того. чтобы ребенок "не отупел"- простите за грубое слово, но так говорят мне.... Лето - для накопления сил и только чуток занятий и все.

      Удалить
  4. Я как раз сегодня закончила диагностику готовности детей к школьному обучению. Интересно, что дети готовые к школе в плане познавтельной сферы, совершенно не готовы к ней эмоционально. Проводила методику "Веселый-грустный" и "Представь себе..." Оказалось, что все дети хотят в школу, но не все понимают зачем им это нужно. Присутствуют такие варианты: "Хочу в школу, там будет вкусная пицца", или "В школе не надо спать днем". И почти у всех лица у детей на картинках грустные, потому что не хотят делать домашние задания, не выучили уроки, много задали (определяли настроение детей в школе на картинках) И мне кажется, что в большинстве случаев сказывается печальный опыт старших братьев и сестер. Надо будет еще попробовать обязательно с цветом. Спасибо, Алена, за подсказку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я тоже потихлньку всех просмотрела. У нас комплекс Ясюковой - там тест Люшера есть и еще 9 вопросов на мотивационную готовность. Если нужно - могу выслать на почту.

      Согласна и опыт старших, но все-таки и опыт родителей..... КОмплекс причин.

      Удалить
    2. Алена, а можно мне такой комплекс? Хотелось бы немного разобраться с сынулей и посмотреть есть ли у нас проблемы и вопросы.

      Удалить
  5. Алена, спасибо за этот пост, он очень ценен, ведь на самом деле для успешного обучения в школе так важны эти моменты, о которых далеко не всегда задумываются родители.

    ОтветитьУдалить
  6. Конечно хочу. Буду признательна. Моя почта: chaun.nata@mail.ru
    Я начинающий психолог и поэтому свою копилку собираю по-тихоньку. Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...