пятница, 24 апреля 2015 г.

"Путешествие в подводный мир" (Элементы песочной терапии в деятельности педагога-психолога)


Здравствуйте, уважаемые  читатели блога! 

Возможности  использования элементов  песочной  терапии настолько  велики,  что можно говорить об этом много. Приведу лишь один фрагмент занятия с  ребенком   3 лет. Используя некоторые  мои  приемы,   можно интересно провести  время  со  своим  ребенком, заменив  песок  просто игрушками. Отмечу, что далеко не каждый  ребенок в  три года  может  так  играть.   

Итак, все по  порядку.


-Давай отправимся  в путешествие!

-Давай! (Многие  дети 3 лет разговаривают со взрослыми на  "ты").

-Сегодня  мы  отправимся туда, где  будет вода.  А  где бывает вода  в  природе?
-В море.
-Да в море, в  океане, в озере, в  речке. Что мы  будем  строить?
-Океан!
-Отлично! Разгреби  песочек и сделай  океан. 


Ребенок  строит  океан - такой,   какой  ОН хочет.
-А  кто будет в нем жить?
-Акула!
Даю акулу.
-А еще  кто?

-Рыбки!

-Сколько?

-Много!
Даю стайку  рыбок.
-Знаешь,   в  океане  растут водоросли. Посадим?
-Да!  
Садит водоросли - куда  хочет.
-Представляешь,  иногда в  океане  на  самом дне  можно найти сундук  с  сокровищами! В  твоей  подводной  стране будет такой  сундук?
-Будет! 
-А  какие  сокровища  в  нем будут лежать? Выбери..
Ребенок  наполняет сундук  сокровищами. 
-Сундук нужно охранять! -говорит ребенок. 
-От кого?
-От дядек  злых...
-А  как можно  охранять? Может забор построим?
- Давай. 
-Из чего? Может из цветных камней?
-Нет.
-Давай  из простых.
-Давай.

Выкладывает по  периметру песочницы  забор из простых камней. Обговариваем,  что в заборе  будет дверь через которую добрые люди могут войти. Это очень важно - понимать,  что границы  моего мира  открыты  и я  могу сама регулировать отношения  с  окружающими.


 Затем  идет игра  в  песке.
-Выбери себе  героя,  которым ты будешь играть.
Почему-то берет верблюда (его  вообще  все дети любят). Я выбираю прозрачного дельфина.  

-Давай  поиграем  в  прятки? - предлагаю я.
-Давай. 
-Кто будет галить? - спрашиваю я.
-Давай посчитаемся. 
Считаемся, галим  по  очереди.

Интересно,  что этот ребенок спрятал  своего  верблюда так: накрыл рукой. Обычно дети закапывают  в  песок  или просто прячут за  какой-либо предмет. 


В  процессе  игры  в  прятки мы  с  детьми развиваем  речь, учимся  ориентироваться  в  пространстве, развиваем  коммуникативные навыки. Покажу  как.  

Галящий начинает искать героя.

Я  сперва  показываю образец. 
-Скажите,  цветочки,   Вы  не  видели  верблюда?
-Нет не  видели....
-А  вы, рыбки, не  видели  верблюда?
-И  мы  не  видели?
-Может  верблюд около сундука?  Может ЗА  сундуком? А может  В сундуке?  - развиваем пространственную ориентировку, умение  использовать предлоги в  речи.

-Затем ребенок  сам спрашивает  окружающих (развитие  умения  просить помощь, обращаться  с  просьбой, умение  задавать вопросы).
 

Поиск  героя  при помощи  рук развивает  тактильный  интеллект, мелкую моторику снимает  психомышечное  напряжение.


После  игры  в  песок  - смена деятельности.
-Наши  герои, наверно, проголодались...Давай  их покормим.
-Давай.
-Как думаешь,  что любит  верблюд? 
-...
-Может травку? Давай  сделаем  травку  верблюду  и рыбку  дельфину.

Делаем  еду нашим  героям  из пластилина,  развивая  помимо  мелкой  моторики,  и внимательное  отношение к близким,  кругозор. 





Потом  дельфин поплыл отдохнуть, а  к  верблюду  пришел  гость,  который  очень хочет узнать об этой  стране т.к. он  здесь никогда  не  был.
Верблюд рассказывает дельфину о своей  стране. Таким образом мы  развиваем  речь,   коммуникативные навыки.




Верблюд рассказывает  о сокровищах,   о  водорослях и об их волшебной  силе (если  их понюхать,  то исполнятся желания). 


  

Потом  дельфин и верблюд играют в игру  "Чего не  стало?".




Заключительный момент - творческое  задание. Мы  рисовали крашеной  манкой.


На шаблон рыбки, нарисованной  карандашом, ребенок наносит клей  ПВА  и  раскрашивает манкой - посыапает - ТАК КАК  ХОЧЕТ.






-Рамку  будем  делать? - спрашиваю я.
-А  как же  без рамки? Будем.

Ребенок  САМ  выбирает  как он будет делать рамку:  фломастерами,   краской, карандашами. Выбор пал на  гуашь. И вновь сам рисует рамку.





Я  лишь примеряю работу  в  рамку и  обращаю внимание  на  восхитительный  цвет  воды от  перламутровой  гуаши.



Вот итог:


Мое участие: прорисовка  контура  рыбки и вырезание  размера бумаги. 

Такие  занятия, на  мой взгляд, не   только  интересны, но и очень  полезны  для всестороннего развития  ребенка.  Затраченное  время - около  часа. Так у  меня сложились обстоятельства - обычно время индивидуальной  работы  в  садике  15 -30 минут.

Здесь можно посмотреть  другие варианты использования  песочницы в  моей работе



33 комментария:

  1. Алена, хочу отметить не только интересный ход занятия, но и то, на сколько у трехлетки хорошо развита мелкая моторика. Отлично, что ребенок владеет предлогами обозначающие пространственное ориентирование, зачастую встречаю детей 5-6 лет, которые правильно их употребляют.
    Что тут скажешь :) у замечательного педагога, замечательные результаты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, этот ребенок - скорее исключение из правила и заслуга в этом принадлежит не мне, а родителям и бабушкам. Я лишь сегодня наслаждалась их результатами.
      Спасибо, коллега!

      Удалить
  2. Отличное занятие ! !!да, приятно с такими детками работать)))

    ОтветитьУдалить
  3. Отличное занятие ! !!да, приятно с такими детками работать)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо! Дети все хороши, но когда еще и говорят, то одни приятности....

      Удалить
  4. Спасибо, я не великий специалист по работе с детками, дочь уже взрослая, внученька еще растет, но я в восторге от всего увиденного, прочитанного. Все, Алена Валерьевна, беру на земетку

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, это Вы скромничаете..
      Вашей внученьке очень повезло с бабушкой, да и с мамой - в это ни сколько не сомневаюсь.

      Удалить
  5. Здоровская рыбка получилась! Мне понравилось ваше занятие,то как вы ведете беседу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, вот бы мне и со своим сыном так поиграть и рыбку сделать.....но на работе так наиграешься, что....стыдно прямо...

      Это только краткое изложение беседы. Русло беседы направляет ребенок, а я следую за ним, задавая .уточняющие вопросы или предлагая "веер решений" (Роджерс).

      Удалить
  6. Доброе утро, Алена! занятие очень понравилось, воспитательно-образовательных задач решается множество, при этом ребенок просто играет под умным руководством взрослого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Ольга Анатольевна! ОЧень приятно слышать добрые слова от профессионала - зам.заведующего ДОО по УВР.
      Игротерапия - великая вещь! Дети даже не понимают. что они учатся. для них это просто игра.... И это здорово! Спасибо еще раз!

      Удалить
  7. Замечательно занятие в песочнице! Столько всего сделали.
    И рыбка мне тоже очень понравилась, надо манку либо соль покрасить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо! Это для детей 3-4 лет, иногда 5. Самое простое.
      Я сейчас красила белую фасоль пищевыми красителям от яиц - цвет такой бледненький получился...
      Манку бы и мне покрасить надо - остатки остались....

      Удалить
  8. Алена, очень интересное занятие! Верблюд потрясающий! Понятно, почему дети его любят, я бы тоже от такого не отказалась. Аппликация понравилась, давно собиралась сделать, даже рыбка есть, с первоклассниками рисовали (мои первые и единственные ученики, уже школу закончили), а шаблон сохранился и ждет своего часа. Кстати, тоже хотела манкой посыпать :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, шаблон дождался своего звездного часа!

      Спасибо Вам! Верблюд - металлический и такой тяжелый....

      Удалить
  9. И сундук с сокровищами! Супер!
    Алена, обожаю ваши занятия с песком!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, без сундука ни один мир не обходится.
      КРисталлы, сундук, домики, верблюд, динозавры и пеньки - фавориты у детей. ,Причем, сундук почти все закапывают в песок.

      Удалить
  10. Алёна, очень интересно. Я почитала и себя нескромно похвалила - мы с сыном тоже частенько в манке (наш аналог песка) возимся с машинками и фигурками, и я тоже с ним всякие истории придумываю и на разговор наводящими вопросами вывожу. Не особенно обдуманно всё это делаю, просто как-то по наитию, а вот вас почитала, и поняла, что да - это ж полезно очень :) Спасибо вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. НАстя, манка тоже очень хороша, только мочить ее нельзя.
      здорово, что мама с сыном может играть! Правда здорово! Такие игры очень ценны и просто незаменимы.
      Иногда я пускаю детей в кабинет (старшую группу - мой кабинет совмещен с группой) и разрешаю им строить миры .- когда время свободное . Детям очень важно рассказать о них. Зовут меня и говорят: Алена Валерьевна, мы построили, идемте мы вам все расскажем. И еще один вопросов детям:" о чем мечтает твой герой?". Это очень важно - иметь мечту и способность ее осуществить ( в песке дети по возможности осуществляют мечту своих героев). И теперь дети сами уже говорят, рассказывая про свой мир, о чем мечтает их герой. Это мое достижение.

      Удалить
  11. Главное, чтобы дети не поняли, что с ними занимаются, а у Вас, Алена Валерьевна, это отлично получается! Малыш думает, что делает все сам, а Вы умело управляете.Это здорово! Рыбка получилась просто прелесть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ТОчно! Не понимают. Говорят - в песок играли и поделки делали. ..Так и живем, играя....

      Удалить
  12. Какое волшебное занятие! Столько важных моментов затронуто! Беру на заметку такую игру, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, как я люблю слушать детей, а они такие благодарные за это.. Дети вообще намного благодарней взрослых, они просто настоящие волшебники, дарящие доброту и тепло. и как только потом все меняется...
      спасибо! а я хочу мультик освоить...

      Удалить
  13. Алена, прекрасная встреча получилась! Даже язык не поворачивается "занятием" назвать. Так много техник сотрудничают вместе. Именно в такой игре и происходит гармоничное развитие ребенка. Жаль, что в условиях ДОУ приходится следить за временем. Спасибо за интересные сообщения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, такие встречи у нас часто проходят. Вот тут я соглашусь с ФГОСами и могу назвать их совместной деятельностью с педагогом.
      Про гармоничное развитие - полностью согласна. Вам спасибо!

      Удалить
  14. Читала на одном дыхании. Диалоги, рыбка просто чудо. Возьму в закладки на будущее (нам еще только 1,4).. Спасибо за ценный опыт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. НАстя, рада. что материал понравился. Спасибо за добрые слова!

      Удалить
  15. Алена, я как всегда в восторге. Вам надо программу свою писать и в массы дошкольных педагогов - психологов внедрять. Спасибо за вашу интересную работу. Так хочется побыть маленьким ребенком и посетить ваши занятия)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо! ПОка только в журнал пишу. Хочется программу написать и издать. Думаю, что это дело времени - я к этому готова.
      А как мне хочется поиграть с кем-то - побыть ребенком под руководством другого взрослого....

      Удалить
  16. Добрый вечер, Алена Валерьевна! Сижу сейчас тихая-тихая (как мышка). Настолько заворожило Ваше занятие... Словно в сказочный мир окунулась.... Да.... Волшебно.... И тихо-тихо в душе....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Спасибо вам! Дети они такие - в сказку только так окунают...

      Удалить
  17. Александра8 мая 2015 г. в 22:11

    Алена Велерьевна, спасибо Вам за удивительные занятия! я мама трехлетней Машеньки, с которой Вы провели эту игру :) с ребенком мы с рождения занимались по Доману, ходили в Мантессори-центр. и для меня, как мамы, очень ценно то, что придя в садик моя малышка продожает играть в профессиональные развивающие игры! и более того, придя домой, Маша с гордостью показывает свои "работы" и буквально требует пограть в такую же игру дома :) спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александра! Очень очень приятно читать Ваш комментарий!
      Мне очень жаль, что в ДОУ система работы психолога, прежде всего, направлена на работу с детьми, требующими особого внимания психолога, а вот такие дети как Маша остаются за моей работой. Это занятие - исключение из правила.
      Рада, что Маша может рассказать о том, что мы с ней делали и как играли -ведь часто родители и представления не имеют, что с их ребенком занимались - не потому что я плохо поработала, а потому, что в семье не слушают ребенка или интересуются едой, сном, поведением, а не тем, что ему больше всего запомнилось в садике.

      Спасибо!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...