Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
Возможности использования элементов песочной терапии настолько велики, что можно говорить об этом много. Приведу лишь один фрагмент занятия с ребенком 3 лет. Используя некоторые мои приемы, можно интересно провести время со своим ребенком, заменив песок просто игрушками. Отмечу, что далеко не каждый ребенок в три года может так играть.
Итак, все по порядку.
-Давай отправимся в путешествие!
-Давай! (Многие дети 3 лет разговаривают со взрослыми на "ты").
-Сегодня мы отправимся туда, где будет вода. А где бывает вода в природе?
-В море.
-Да в море, в океане, в озере, в речке. Что мы будем строить?
-Океан!
-Отлично! Разгреби песочек и сделай океан.
Ребенок строит океан - такой, какой ОН хочет.
-А кто будет в нем жить?
-Акула!
Даю акулу.
-А еще кто?
-Рыбки!
-Сколько?
-Много!
Даю стайку рыбок.
-Знаешь, в океане растут водоросли. Посадим?
-Да!
Садит водоросли - куда хочет.
-Представляешь, иногда в океане на самом дне можно найти сундук с сокровищами! В твоей подводной стране будет такой сундук?
-Будет!
-А какие сокровища в нем будут лежать? Выбери..
Ребенок наполняет сундук сокровищами.
-Сундук нужно охранять! -говорит ребенок.
-От кого?
-От дядек злых...
-А как можно охранять? Может забор построим?
- Давай.
-Из чего? Может из цветных камней?
-Нет.
-Давай из простых.
-Давай.
Выкладывает по периметру песочницы забор из простых камней. Обговариваем, что в заборе будет дверь через которую добрые люди могут войти. Это очень важно - понимать, что границы моего мира открыты и я могу сама регулировать отношения с окружающими.
Затем идет игра в песке.
-Выбери себе героя, которым ты будешь играть.
Почему-то берет верблюда (его вообще все дети любят). Я выбираю прозрачного дельфина.
-Давай поиграем в прятки? - предлагаю я.
-Давай.
-Кто будет галить? - спрашиваю я.
-Давай посчитаемся.
Считаемся, галим по очереди.
Интересно, что этот ребенок спрятал своего верблюда так: накрыл рукой. Обычно дети закапывают в песок или просто прячут за какой-либо предмет.
В процессе игры в прятки мы с детьми развиваем речь, учимся ориентироваться в пространстве, развиваем коммуникативные навыки. Покажу как.
Галящий начинает искать героя.
Я сперва показываю образец.
-Скажите, цветочки, Вы не видели верблюда?
-Нет не видели....
-А вы, рыбки, не видели верблюда?
-И мы не видели?
-Может верблюд около сундука? Может ЗА сундуком? А может В сундуке? - развиваем пространственную ориентировку, умение использовать предлоги в речи.
-Затем ребенок сам спрашивает окружающих (развитие умения просить помощь, обращаться с просьбой, умение задавать вопросы).
Поиск героя при помощи рук развивает тактильный интеллект, мелкую моторику снимает психомышечное напряжение.
После игры в песок - смена деятельности.
-Наши герои, наверно, проголодались...Давай их покормим.
-Давай.
-Как думаешь, что любит верблюд?
-...
-Может травку? Давай сделаем травку верблюду и рыбку дельфину.
Делаем еду нашим героям из пластилина, развивая помимо мелкой моторики, и внимательное отношение к близким, кругозор.
Потом дельфин поплыл отдохнуть, а к верблюду пришел гость, который очень хочет узнать об этой стране т.к. он здесь никогда не был.
Верблюд рассказывает дельфину о своей стране. Таким образом мы развиваем речь, коммуникативные навыки.
Верблюд рассказывает о сокровищах, о водорослях и об их волшебной силе (если их понюхать, то исполнятся желания).
Потом дельфин и верблюд играют в игру "Чего не стало?".
Заключительный момент - творческое задание. Мы рисовали крашеной манкой.
На шаблон рыбки, нарисованной карандашом, ребенок наносит клей ПВА и раскрашивает манкой - посыапает - ТАК КАК ХОЧЕТ.
-Рамку будем делать? - спрашиваю я.
-А как же без рамки? Будем.
Ребенок САМ выбирает как он будет делать рамку: фломастерами, краской, карандашами. Выбор пал на гуашь. И вновь сам рисует рамку.
Я лишь примеряю работу в рамку и обращаю внимание на восхитительный цвет воды от перламутровой гуаши.
Вот итог:
Мое участие: прорисовка контура рыбки и вырезание размера бумаги.
Такие занятия, на мой взгляд, не только интересны, но и очень полезны для всестороннего развития ребенка. Затраченное время - около часа. Так у меня сложились обстоятельства - обычно время индивидуальной работы в садике 15 -30 минут.
Здесь можно посмотреть другие варианты использования песочницы в моей работе
Здесь можно посмотреть другие варианты использования песочницы в моей работе
Алена, хочу отметить не только интересный ход занятия, но и то, на сколько у трехлетки хорошо развита мелкая моторика. Отлично, что ребенок владеет предлогами обозначающие пространственное ориентирование, зачастую встречаю детей 5-6 лет, которые правильно их употребляют.
ОтветитьУдалитьЧто тут скажешь :) у замечательного педагога, замечательные результаты!
Виктория, этот ребенок - скорее исключение из правила и заслуга в этом принадлежит не мне, а родителям и бабушкам. Я лишь сегодня наслаждалась их результатами.
УдалитьСпасибо, коллега!
Отличное занятие ! !!да, приятно с такими детками работать)))
ОтветитьУдалитьОтличное занятие ! !!да, приятно с такими детками работать)))
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо! Дети все хороши, но когда еще и говорят, то одни приятности....
УдалитьСпасибо, я не великий специалист по работе с детками, дочь уже взрослая, внученька еще растет, но я в восторге от всего увиденного, прочитанного. Все, Алена Валерьевна, беру на земетку
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, это Вы скромничаете..
УдалитьВашей внученьке очень повезло с бабушкой, да и с мамой - в это ни сколько не сомневаюсь.
Здоровская рыбка получилась! Мне понравилось ваше занятие,то как вы ведете беседу.
ОтветитьУдалитьТатьяна, вот бы мне и со своим сыном так поиграть и рыбку сделать.....но на работе так наиграешься, что....стыдно прямо...
УдалитьЭто только краткое изложение беседы. Русло беседы направляет ребенок, а я следую за ним, задавая .уточняющие вопросы или предлагая "веер решений" (Роджерс).
Доброе утро, Алена! занятие очень понравилось, воспитательно-образовательных задач решается множество, при этом ребенок просто играет под умным руководством взрослого.
ОтветитьУдалитьДоброе утро, Ольга Анатольевна! ОЧень приятно слышать добрые слова от профессионала - зам.заведующего ДОО по УВР.
УдалитьИгротерапия - великая вещь! Дети даже не понимают. что они учатся. для них это просто игра.... И это здорово! Спасибо еще раз!
Замечательно занятие в песочнице! Столько всего сделали.
ОтветитьУдалитьИ рыбка мне тоже очень понравилась, надо манку либо соль покрасить...
Жанна, спасибо! Это для детей 3-4 лет, иногда 5. Самое простое.
УдалитьЯ сейчас красила белую фасоль пищевыми красителям от яиц - цвет такой бледненький получился...
Манку бы и мне покрасить надо - остатки остались....
Алена, очень интересное занятие! Верблюд потрясающий! Понятно, почему дети его любят, я бы тоже от такого не отказалась. Аппликация понравилась, давно собиралась сделать, даже рыбка есть, с первоклассниками рисовали (мои первые и единственные ученики, уже школу закончили), а шаблон сохранился и ждет своего часа. Кстати, тоже хотела манкой посыпать :)
ОтветитьУдалитьЛюдмила, шаблон дождался своего звездного часа!
УдалитьСпасибо Вам! Верблюд - металлический и такой тяжелый....
И сундук с сокровищами! Супер!
ОтветитьУдалитьАлена, обожаю ваши занятия с песком!
Ольга, без сундука ни один мир не обходится.
УдалитьКРисталлы, сундук, домики, верблюд, динозавры и пеньки - фавориты у детей. ,Причем, сундук почти все закапывают в песок.
Алёна, очень интересно. Я почитала и себя нескромно похвалила - мы с сыном тоже частенько в манке (наш аналог песка) возимся с машинками и фигурками, и я тоже с ним всякие истории придумываю и на разговор наводящими вопросами вывожу. Не особенно обдуманно всё это делаю, просто как-то по наитию, а вот вас почитала, и поняла, что да - это ж полезно очень :) Спасибо вам!
ОтветитьУдалитьНАстя, манка тоже очень хороша, только мочить ее нельзя.
Удалитьздорово, что мама с сыном может играть! Правда здорово! Такие игры очень ценны и просто незаменимы.
Иногда я пускаю детей в кабинет (старшую группу - мой кабинет совмещен с группой) и разрешаю им строить миры .- когда время свободное . Детям очень важно рассказать о них. Зовут меня и говорят: Алена Валерьевна, мы построили, идемте мы вам все расскажем. И еще один вопросов детям:" о чем мечтает твой герой?". Это очень важно - иметь мечту и способность ее осуществить ( в песке дети по возможности осуществляют мечту своих героев). И теперь дети сами уже говорят, рассказывая про свой мир, о чем мечтает их герой. Это мое достижение.
Главное, чтобы дети не поняли, что с ними занимаются, а у Вас, Алена Валерьевна, это отлично получается! Малыш думает, что делает все сам, а Вы умело управляете.Это здорово! Рыбка получилась просто прелесть!
ОтветитьУдалитьТОчно! Не понимают. Говорят - в песок играли и поделки делали. ..Так и живем, играя....
УдалитьКакое волшебное занятие! Столько важных моментов затронуто! Беру на заметку такую игру, спасибо!
ОтветитьУдалитьАня, как я люблю слушать детей, а они такие благодарные за это.. Дети вообще намного благодарней взрослых, они просто настоящие волшебники, дарящие доброту и тепло. и как только потом все меняется...
Удалитьспасибо! а я хочу мультик освоить...
Алена, прекрасная встреча получилась! Даже язык не поворачивается "занятием" назвать. Так много техник сотрудничают вместе. Именно в такой игре и происходит гармоничное развитие ребенка. Жаль, что в условиях ДОУ приходится следить за временем. Спасибо за интересные сообщения!
ОтветитьУдалитьАнна, такие встречи у нас часто проходят. Вот тут я соглашусь с ФГОСами и могу назвать их совместной деятельностью с педагогом.
УдалитьПро гармоничное развитие - полностью согласна. Вам спасибо!
Читала на одном дыхании. Диалоги, рыбка просто чудо. Возьму в закладки на будущее (нам еще только 1,4).. Спасибо за ценный опыт.
ОтветитьУдалитьНАстя, рада. что материал понравился. Спасибо за добрые слова!
УдалитьАлена, я как всегда в восторге. Вам надо программу свою писать и в массы дошкольных педагогов - психологов внедрять. Спасибо за вашу интересную работу. Так хочется побыть маленьким ребенком и посетить ваши занятия)))
ОтветитьУдалитьНаталья, спасибо! ПОка только в журнал пишу. Хочется программу написать и издать. Думаю, что это дело времени - я к этому готова.
УдалитьА как мне хочется поиграть с кем-то - побыть ребенком под руководством другого взрослого....
Добрый вечер, Алена Валерьевна! Сижу сейчас тихая-тихая (как мышка). Настолько заворожило Ваше занятие... Словно в сказочный мир окунулась.... Да.... Волшебно.... И тихо-тихо в душе....
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Александровна! Спасибо вам! Дети они такие - в сказку только так окунают...
УдалитьАлена Велерьевна, спасибо Вам за удивительные занятия! я мама трехлетней Машеньки, с которой Вы провели эту игру :) с ребенком мы с рождения занимались по Доману, ходили в Мантессори-центр. и для меня, как мамы, очень ценно то, что придя в садик моя малышка продожает играть в профессиональные развивающие игры! и более того, придя домой, Маша с гордостью показывает свои "работы" и буквально требует пограть в такую же игру дома :) спасибо Вам!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Александра! Очень очень приятно читать Ваш комментарий!
УдалитьМне очень жаль, что в ДОУ система работы психолога, прежде всего, направлена на работу с детьми, требующими особого внимания психолога, а вот такие дети как Маша остаются за моей работой. Это занятие - исключение из правила.
Рада, что Маша может рассказать о том, что мы с ней делали и как играли -ведь часто родители и представления не имеют, что с их ребенком занимались - не потому что я плохо поработала, а потому, что в семье не слушают ребенка или интересуются едой, сном, поведением, а не тем, что ему больше всего запомнилось в садике.
Спасибо!