среда, 12 декабря 2012 г.

Адаптация к детскому саду: «Песочный детский сад»





         Процесс  адаптации к  условиям детского сада проходит  не  у  всех детей  ровно и легко. Некоторые дети по разным причинам испытывают определенные трудности. Таким детям необходимо несколько большее внимание и поддержка  взрослых (родителей, воспитателей детского сада, педагога-психолога дошкольного учреждения). Известно, что ведущей  деятельностью в  дошкольном  возрасте  является игра, поэтому возможности игры необходимо использовать  в  процессе  адаптации или  подготовки  к  посещению детского сада. 
          В  своей работе по  адаптации детей  к  условиям детского сада  я использую игровые методы, которые очень нравятся детям и формируют положительный образ детского сада. Особый интерес  детям  представляет игра в  песочнице «Песочный детский сад».


        В данной игре обыгрывается поэтапно целый день как в на­стоящем детском саду, с соблюдением последовательности выпол­нения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д.), а также все до­ступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание я уделяю  игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи. Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его са­мого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. В игре присутствует фигура воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.
        В  игре  выбирается игрушка, которая в по­нимании ребенка может символизировать родителя для его иг­рушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель не­сколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.
Описание действий в игре с игрушкой «родители» и игруш­кой «ребенок»:
Родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея-воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и по­могает ему переодеться. Родители целуют малыша затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комна­ты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут ро­дителям и идут вместе в группу – песочницу, где уже приго­товлено место для игровой комнаты. Там стоит игрушечный столик с посудкой, в спальне находится игрушечная кроват­ка, в туалете игрушка – имитация горшка. Также часть пе­сочницы может быть засажена веточками-деревьями – это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее сю­жет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.
При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с родителями, у ребенка насту­пает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации. Ведь его «песочный опыт» будет показы­вать предсказуемость и благополучный исход реальных событий и как бы говорить ребенку: «Каждое утро ты идешь в детский сад, на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей, ты можешь весело поиграть с другими детьми, воспитатель всегда поможет тебе, ты должен слушать, что гово­рит и просит сделать тебя воспитатель, родители всегда придут за тобой, они любят тебя».
           Вариантов использования данной игры  много. В  своей  работе  я приглашаю  на  совместные занятия родителей (маму, бабушку) и ребенка. Мама получает представления  о том, как  можно дома играть с  ребенком, подготавливая  его  к  посещению детского сада.  Если нет  песочницы, то можно организовать игру с  мягкими игрушками  и т.д. 

Разноцветные камни символизируют дорогу от дома к детскому саду: ребенок при помощи фигурки - ребенка "идет" по этой  волшебной дороге  и попадает  в  удивительный мир - детский сад. 
Литература: Сакович Н.А. технология игры  в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

9 комментариев:

  1. Лебедева Екатерина17 августа 2013 г. в 11:31

    Алена Валерьевна, очень понравился Ваш игровой метод адаптации. С Петей играю на основе Вашего сценария - он просто в восторге, просит еще и еще. Но все равно сын говорит, что в садик пойдет, но только с мамой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, Петру необходимо немного больше времени для адаптации. Все детки привыкают, немного терпения и все.

      Удалить
  2. Доброе время суток, Алена Валерьевна! Наконец-то добралась до Вашего полезного блога! Спасибо, Вам, что Вы используете в своей работе такую важную и нужную sand-терапию. В своё время она помогла моему маленькому непоседе сеть за столик и начать рисовать, лепить, вырезать. Песок - успокаивает, расслабляет ребенка. Когда жили в частном доме, то самое любимое занятие: "испечь" огромный торт из песка и украсить веточками, камешками, цветочками и палочка. Часами воображали и фантазировали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виолетта Сергеевна! Рада видеть Вас в своем блоге. Да, игры песок - э то мечта для любого ребенка - равнодушных нет. Спасибо, что зашли.

      Удалить
  3. Доброе время суток, Елена Валерьевна! Спасибо, что Вы используете в своей работе sand-терапию. В свое время она очень помогла моему мальком непоседе сесть за столик и начать рисовать, лепить и вырезать. Песок – расслабляет и успокаивает!
    Когда жили в частном доме, самое любимое занятие было «испечь» тортик из песка, украсить его палочками, веточками, камешками и цветочками. Хороши бы в каждом садике использовать песочную терапию для адаптации ребенка!

    ОтветитьУдалить
  4. Доброе время суток, Елена Валерьевна! Спасибо, что Вы используете в своей работе sand-терапию. В свое время она очень помогла моему мальком непоседе сесть за столик и начать рисовать, лепить и вырезать. Песок – расслабляет и успокаивает!
    Когда жили в частном доме, самое любимое занятие было «испечь» тортик из песка, украсить его палочками, веточками, камешками и цветочками. Хороши бы в каждом садике использовать песочную терапию для адаптации ребенка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за настойчивость! Рада видеть Вас!

      Удалить
    2. Извините, что сообщение появилось несколько раз, если можно, то удалите. Последнее время у меня очень не устойчиво работает платформа blogger, приходится несколько раз писать комментарии.
      С уважением, Виолетта

      Удалить
  5. Ну что Вы, Виолетта! Мне очень приятно видеть каждый комментарий!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...