Процесс адаптации к условиям детского сада проходит не у всех детей ровно и легко. Некоторые дети по разным причинам испытывают определенные трудности. Таким детям необходимо несколько большее внимание и поддержка взрослых (родителей, воспитателей детского сада, педагога-психолога дошкольного учреждения). Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому возможности игры необходимо использовать в процессе адаптации или подготовки к посещению детского сада.
В своей работе по адаптации детей к
условиям детского сада я
использую игровые методы, которые очень нравятся детям и формируют
положительный образ детского сада. Особый интерес детям
представляет игра в песочнице «Песочный
детский сад».
В данной игре обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание я уделяю игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи. Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. В игре присутствует фигура воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.
В данной игре обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание я уделяю игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи. Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. В игре присутствует фигура воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.
В игре
выбирается игрушка, которая в понимании ребенка может символизировать
родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько
раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на
работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.
Описание действий в игре
с игрушкой «родители» и игрушкой «ребенок»:
Родители приводят малыша
в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея-воспитательница.
Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает
ему переодеться. Родители целуют малыша затем родители уходят (взрослый уносит
игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям
и идут вместе в группу – песочницу, где уже приготовлено место для игровой
комнаты. Там стоит игрушечный столик с посудкой, в спальне находится игрушечная
кроватка, в туалете игрушка – имитация горшка. Также часть песочницы может
быть засажена веточками-деревьями – это игровой участок для прогулок на свежем
воздухе. Далее сюжет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка
в детском саду.
При многократном
проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с
родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха
в реальной стрессовой ситуации. Ведь его «песочный опыт» будет показывать
предсказуемость и благополучный исход реальных событий и как бы говорить
ребенку: «Каждое утро ты идешь в детский сад, на некоторое время ты остаешься с
другими детьми и взрослыми без родителей, ты можешь весело поиграть с другими
детьми, воспитатель всегда поможет тебе, ты должен слушать, что говорит и
просит сделать тебя воспитатель, родители всегда придут за тобой, они любят
тебя».
Вариантов использования данной
игры много. В своей
работе я приглашаю на
совместные занятия родителей (маму, бабушку) и ребенка. Мама получает
представления о том, как можно дома играть с ребенком, подготавливая его
к посещению детского сада. Если нет
песочницы, то можно организовать игру с
мягкими игрушками и т.д.
Разноцветные камни символизируют дорогу от дома к детскому саду: ребенок при помощи фигурки - ребенка "идет" по этой волшебной дороге и попадает в удивительный мир - детский сад.
Литература: Сакович Н.А. технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
Алена Валерьевна, очень понравился Ваш игровой метод адаптации. С Петей играю на основе Вашего сценария - он просто в восторге, просит еще и еще. Но все равно сын говорит, что в садик пойдет, но только с мамой.
ОтветитьУдалитьЕкатерина, Петру необходимо немного больше времени для адаптации. Все детки привыкают, немного терпения и все.
УдалитьДоброе время суток, Алена Валерьевна! Наконец-то добралась до Вашего полезного блога! Спасибо, Вам, что Вы используете в своей работе такую важную и нужную sand-терапию. В своё время она помогла моему маленькому непоседе сеть за столик и начать рисовать, лепить, вырезать. Песок - успокаивает, расслабляет ребенка. Когда жили в частном доме, то самое любимое занятие: "испечь" огромный торт из песка и украсить веточками, камешками, цветочками и палочка. Часами воображали и фантазировали.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Виолетта Сергеевна! Рада видеть Вас в своем блоге. Да, игры песок - э то мечта для любого ребенка - равнодушных нет. Спасибо, что зашли.
УдалитьДоброе время суток, Елена Валерьевна! Спасибо, что Вы используете в своей работе sand-терапию. В свое время она очень помогла моему мальком непоседе сесть за столик и начать рисовать, лепить и вырезать. Песок – расслабляет и успокаивает!
ОтветитьУдалитьКогда жили в частном доме, самое любимое занятие было «испечь» тортик из песка, украсить его палочками, веточками, камешками и цветочками. Хороши бы в каждом садике использовать песочную терапию для адаптации ребенка!
Доброе время суток, Елена Валерьевна! Спасибо, что Вы используете в своей работе sand-терапию. В свое время она очень помогла моему мальком непоседе сесть за столик и начать рисовать, лепить и вырезать. Песок – расслабляет и успокаивает!
ОтветитьУдалитьКогда жили в частном доме, самое любимое занятие было «испечь» тортик из песка, украсить его палочками, веточками, камешками и цветочками. Хороши бы в каждом садике использовать песочную терапию для адаптации ребенка!
Спасибо за настойчивость! Рада видеть Вас!
УдалитьИзвините, что сообщение появилось несколько раз, если можно, то удалите. Последнее время у меня очень не устойчиво работает платформа blogger, приходится несколько раз писать комментарии.
УдалитьС уважением, Виолетта
Ну что Вы, Виолетта! Мне очень приятно видеть каждый комментарий!
ОтветитьУдалить