четверг, 6 августа 2015 г.

Как научить ребенка читать - примеры игр, подаренные Ваней



А  мы   с  Ваней продолжаем  игры, направленные на обучение чтению.  Мне очень хочется  взять Букварь и по нему учить читать Ваню, но мне  не  повезло (или повезло) и Ваня все  многочисленные буквари отмел сразу. Не читает он по книгам - как видит - теряет весь интерес и залезает на шведскую стенку или  еще  как-то отвлекает меня. Что делать? Искать способы, которые будут интересны ребенку. Если уж нам взрослым так хочется научить ребенка читать. Или водить ребенка в  развивайки и уж там  он точно научится  читать -   с  посторонними людьми дети ведут себя  иначе. Мне хочется  самой  научить сына  читать - считаю, что все-таки это необходимый  навык для будущего школьника. 


Мой  сын - ребенок  играющий, он живет в  игре - придумывает игры  сам, легко придумывает, разворачивает сюжет, может играть один, озвучивая  всех героев. Поэтому единственный  способ обучить читать - придумывать игры. Что приятно - Ваня  сам  придумывает игры для  чтения - мне нужно только следовать ему и писать слова, которые он будет читать. Вот недавно:

- Ваня, давай  почитаем.
-Подожди,   я  сейчас  что-то сделаю.

 Делает из лего лестницу. 
-Ваня,  как  будем  читать?
-Будем  слова  на  эту  лестницу  класть - из каменной азбуки.
Потом  подумал  и говорит:
-Камни тяжелые - лестница  упадет - давай  слова напишем.
Я  пишу слова,   Ваня их читает и выкладывает на  ступеньки. А потом  собирает - вновь прочитывая  их. 



Затем  Ваня  решил каждую карточку  пронумеровать и разложить по  порядку - еще одно задание и письмо цифр повторил, и руку  развил, и  прочитал, конечно же, каждое  слово  еще  раз. 


-А  теперь будем  в  лабиринт играть.
-А  из чего будем  лабиринт делать? Рисовать?
-Нет. А  давай  из камней.
Из камней  выкладывает лабиринт, рассказывая  о том,  кто в  нем встречается  на  пути.  

Потом  эти же  слова  разложил по лабиринту,   а  потом  батарейка  в  фотоаппарате  села и  я  уже  ничего не  фотографировала....В общем  мы ходили  по лабиринту  и собирали  слова,   читая  их. 

В  конце Ваня сказал фразу, которая меня  утвердила  в  правильности  моего следования  за  сыном:
-Мам, а  знаешь почему  я  все  игры  придумал?
-Почему?
-А  чтобы  веселее  было! 

Сегодня я  вновь говорю (важно при обучении чтению  - системность - каждый день по  чуть-чуть):
-Вань,  нам  нужно почитать.
-Но ведь я  игру  не сделал! Подожди - сделаю и почитаем. 
-Что тебе  нужно для  игры?
- Мелки  и стол на  кухне.
Взял мелки,   я  освободила  стол,  и Ваня начал рисовать карту-схему. 



 -Это мост...



Когда  вся  карта  была  готова, то Ваня мне  все рассказал:  что и  где  расположено. Таким образом развивается  связная  речь. Я  задавала  вопросы  и Ваня  отвечал. 


Затем  Ваня разложил фигуры,  до этого  вылепленные из пластилина (поэтому  и маникюр черный).  Сегодня  Ваня  много лепил...
-Это преграда на  пути  и ее  охраняет охранник.



Около охранника  лежит карточка со словом,  которую нужно развернуть и прочитать слово.


Слов   много - белее  20...


А  вот и герой - лодка, которую Ваня слепил до занятия  по чтению...Вторым героем был пластилиновый динозавр...


Играем  так: бросаем  кубик  и ходим, читая  слова,   которые встречаются  на  пути - вот и вся  игра, но в  ней есть еще  один развивающий  момент....



Когда  Ваня  прочитает слово, то я  прошу  его описать - дать определение слову.
Вот некоторые  определения:
-Ваня, а  что такое  "клык"?
-Это зуб такой хищный.

Мост - это "деревянные палочки по которым переходить надо".
Лес - это "место в  котором  растут деревья, кусты, живут клещи  и животные разные"... 
Сом - это рыбка такая.
Вход - это то, куда  входят.
Мак-цветок такой. 
Ласты - "это ботинки - как у лягушки лапы".
Трудности вызвали  слова "полк", "мох". 

Такое  задание  - давать определение - очень полезное, которое  не только  развивает речь и кругозор, но и учит ребенка выделять существенные детали, мыслить. Когда  я  училась в  институте - нам  часто говорили,  что важно знать точные определения. Все  начинается  с  определения  понятия. 


Некоторые слова  приносил летающий  ящер - Ваня сам придумал. Я  вообще  только стол  освободила,   слова  написала  и иногда  включала  "дурочку" - когда мой   герой  останавливался  возле  слова и  мне  нужно было  его прочитать, но я его  читала  неверно  и Ваня меня  исправлял. 





Ну  и  последний  штрих: все  слова  еще  раз прочитываем  и складываем  в домик  - конец игры.


Что дает такой  прием:
-ребенок проявляет инициативу, творчество и взрослый  принимает это, направляя в нужное (Взрослому) русло - в данном  случае - в  обучение чтению; 
- поддерживается интерес к  чтению - Ваня всегда  соглашается  поиграть в  такой  форме;
- параллельно с  обучением чтению решается и ряд других задач: развитие  речи, мышления, внимания и  т. д. 

Я  не  спешу - Ваня не хочет пока  соединять слова  в  предложение - так и  просит: "только  не будем слова  соединять"  - видимо, я в один момент переборщила своим  напором и Ваня боится ошибиться, боится,  что не получится... Пока так, но заметны результаты  и бабушки уже радуются, слыша  читающего внука, да  и  папа с братом радуются,  а  что про меня говорить...


20 комментариев:

  1. класс! очень интересно. и позанимались и полепили. Ах, какая лодочка!!!!!
    сколько детей - столько и методов подхода. главное не заставлять )))
    мы с удовольствием занимаемся за идею. (идея у нас: поход в кино, цирк, аквапарк, поездка на море, покупка новой игрухи). Когда озвучиваем бонус за занятие - сама прибегает с книгой и просит позаниматься. Иногда по нескольку раз на день.
    а бывают дни вообще без занятий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, сегодня погуляла по твоему блогу и так мне стало хорошо на душе... Спасибо, что делишься своей жизнью!
      Да, сколько детей, столько и методов. За такую идею и мой будет книги носить....Только думаю, что моих средств не хватит...
      Пропуски развивающих занятий (чаще это чтение и логические и речевые) бывают часто, но стараюсь....

      Удалить
  2. Ален, это здорово, мне тоже повезло, букварь совершенно не интересует моих детей, поэтому играем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ален, да вашим играм позавидует любой ребенок!

      Удалить
  3. Вот оно самое главное - ребенок сам должен захотеть!!!
    У нас, вроде как и желание есть, а соображалки еще не хватает...мы на этапе слияния в слоги...все уже пересливали на сто раз, а на слова так выхода и нет)))...я на лето рукой махнула на все слоги вместе взятые...надо будет снова уделить этому внимание)))
    Спасибо, Алена, за идеи!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Каждому свое время...Еще пару недель назад я и представить не могла, что Ваня САМ будет буквы выкладывать из всего, что под руки попадется. А вот и это время пришло: дала задание блоки бабушкиного квадрата на полу разложить - посмотреть, что получилось - так он стал буквы выкладывать блоками (а они огромные - как коврик на стул). ВОт и интерес пришел.
      А про слияние - так Ваня сперва добавлял по одной букве к слогу - заканчивал слово, пропевая: "ма -...к". Я летом делаю т.к во время учебного года у меня предполагается большой загруз (садик плюс три центра). Делаю хадел знаний, а потом только перед сном будем по 5 минут читать-играть.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Смекалке Вашей позавидуешь, ведь хотели почитать с сыном и почитали, да еще так, что он и не заметил)))))) Само главное заинтересовать малыша, подкинуть идею, а он сам разберется, что с ней делать и желания мамы выполнит! Учатся читать дети с небольшой охотой, вот и приходится игры разные придумывать, у Вас это хорошо получилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте! Точно, смекалистая я.. Дети учат. Спасибо Вам!
      Со старшим сыном было все просто - он ходил в развивайку "Автограф" и там его научили. С Ваней я хочу сама - мне интересно.

      Удалить
  5. Алена, беру Ванины игры в копилку для будущего учебного года! Передай ему от меня спасибо!:) Люблю вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, дорогая моя, а я как тебя люблю! Спасибо, передам - ему будет приятно!

      Удалить
  6. Здорово! Алёна, Ванюша восхитительный. И как хорошо объяснил для чего он игры придумал! Детские определения - это так мило!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, детские определения точно так милы... Прочитав пост Кати, задала Ване вопрос: -
      ЧТо такое любовь?"
      ,Его ответ: это когда говорят об этом, признаются в ней. "
      - А как узнать, что любят?" Вот как ты узнаешь, что я тебя люблю?"
      - Так ы говоришь мне это каждый день.
      -А если не говорить, то как узнать?
      -Никак! Нужно сказать, что любишь.
      Вот такие рассуждения...

      Удалить
  7. Без сомнения, так и запомнится лучше. :) Здравствуй, Алёна. :) Ваня, умница! Так и не заметите, как от одного слова захочется понять смысл всей фразы. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя. как мне хочется предложения читать... Скоро и это будет. Чую....

      Удалить
  8. Моя дочь тоже не любила книги, приходилось что-нибудь придумывать. Ваши идеи - готовый материал родителям для занятий с ребятишками. Спасибо, Алена Валерьевна, что делитесь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, это долгий вариант, а родителям нужно как: раз и готово... Желательно чтобы ребенок сам это сделал.... Бывают дети, которые сами читать учатся. Вот счастливчики...

      Удалить
  9. Алена, как здорово! Никакого давления - всё от ребенка и через игру! Каменная азбука ваша и игры с ней просто замечательная идея - обязательно подскажу нашим педагогам!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна. спасибо! Мнение такого специалиста как вы дорогого стоит. Правда-правда. Заставить моего Ваню невозможно, а бы рада стараться, но держусь.

      Удалить
  10. Очень интересная методика! Я тоже эксперементировала, почти так же как и Вы предлагаете, но использовала для не конструктор, а игру "Дженга" за основу, выглядит она вот так http://www.bgames.com.ua/product_info.php?products_id=279. Проблема лишь в том, чтобы красиво и аккуратно приклеить слова к данным палочкам. Но, есть и лругой вариант. Мы тянем одинаковое количество палочек со словами, каждый из деток переворачивате по одному и читает слова, при этом строит башню. Если слово прочитано неверно, то построить из этой палочки ничего нельзя. У кого башня выше, тот и победил.

    ОтветитьУдалить
  11. Алена, прекрасные игры! Я очень люблю помогать детям в осуществлении именно их игровых задумок, с моей стороны остается только слегка вписать развивающий момент). Очень понравилась игра с объяснением понятий, беру на заметку. Что касается чтения, то я, наоборот, хочу с большего переложить эту задачу на развивающий центр, потому что, честно говоря, не хочется тратить на это время, отнимая его у других интересных занятий. Сама же планирую делать околобуквенные игры и занятия, ну, и закреплять навыки чтения))).

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...