четверг, 6 августа 2015 г.

Как научить ребенка читать - примеры игр, подаренные Ваней



А  мы   с  Ваней продолжаем  игры, направленные на обучение чтению.  Мне очень хочется  взять Букварь и по нему учить читать Ваню, но мне  не  повезло (или повезло) и Ваня все  многочисленные буквари отмел сразу. Не читает он по книгам - как видит - теряет весь интерес и залезает на шведскую стенку или  еще  как-то отвлекает меня. Что делать? Искать способы, которые будут интересны ребенку. Если уж нам взрослым так хочется научить ребенка читать. Или водить ребенка в  развивайки и уж там  он точно научится  читать -   с  посторонними людьми дети ведут себя  иначе. Мне хочется  самой  научить сына  читать - считаю, что все-таки это необходимый  навык для будущего школьника. 


Мой  сын - ребенок  играющий, он живет в  игре - придумывает игры  сам, легко придумывает, разворачивает сюжет, может играть один, озвучивая  всех героев. Поэтому единственный  способ обучить читать - придумывать игры. Что приятно - Ваня  сам  придумывает игры для  чтения - мне нужно только следовать ему и писать слова, которые он будет читать. Вот недавно:

- Ваня, давай  почитаем.
-Подожди,   я  сейчас  что-то сделаю.

 Делает из лего лестницу. 
-Ваня,  как  будем  читать?
-Будем  слова  на  эту  лестницу  класть - из каменной азбуки.
Потом  подумал  и говорит:
-Камни тяжелые - лестница  упадет - давай  слова напишем.
Я  пишу слова,   Ваня их читает и выкладывает на  ступеньки. А потом  собирает - вновь прочитывая  их. 



Затем  Ваня  решил каждую карточку  пронумеровать и разложить по  порядку - еще одно задание и письмо цифр повторил, и руку  развил, и  прочитал, конечно же, каждое  слово  еще  раз. 


-А  теперь будем  в  лабиринт играть.
-А  из чего будем  лабиринт делать? Рисовать?
-Нет. А  давай  из камней.
Из камней  выкладывает лабиринт, рассказывая  о том,  кто в  нем встречается  на  пути.  

Потом  эти же  слова  разложил по лабиринту,   а  потом  батарейка  в  фотоаппарате  села и  я  уже  ничего не  фотографировала....В общем  мы ходили  по лабиринту  и собирали  слова,   читая  их. 

В  конце Ваня сказал фразу, которая меня  утвердила  в  правильности  моего следования  за  сыном:
-Мам, а  знаешь почему  я  все  игры  придумал?
-Почему?
-А  чтобы  веселее  было! 

Сегодня я  вновь говорю (важно при обучении чтению  - системность - каждый день по  чуть-чуть):
-Вань,  нам  нужно почитать.
-Но ведь я  игру  не сделал! Подожди - сделаю и почитаем. 
-Что тебе  нужно для  игры?
- Мелки  и стол на  кухне.
Взял мелки,   я  освободила  стол,  и Ваня начал рисовать карту-схему. 



 -Это мост...



Когда  вся  карта  была  готова, то Ваня мне  все рассказал:  что и  где  расположено. Таким образом развивается  связная  речь. Я  задавала  вопросы  и Ваня  отвечал. 


Затем  Ваня разложил фигуры,  до этого  вылепленные из пластилина (поэтому  и маникюр черный).  Сегодня  Ваня  много лепил...
-Это преграда на  пути  и ее  охраняет охранник.



Около охранника  лежит карточка со словом,  которую нужно развернуть и прочитать слово.


Слов   много - белее  20...


А  вот и герой - лодка, которую Ваня слепил до занятия  по чтению...Вторым героем был пластилиновый динозавр...


Играем  так: бросаем  кубик  и ходим, читая  слова,   которые встречаются  на  пути - вот и вся  игра, но в  ней есть еще  один развивающий  момент....



Когда  Ваня  прочитает слово, то я  прошу  его описать - дать определение слову.
Вот некоторые  определения:
-Ваня, а  что такое  "клык"?
-Это зуб такой хищный.

Мост - это "деревянные палочки по которым переходить надо".
Лес - это "место в  котором  растут деревья, кусты, живут клещи  и животные разные"... 
Сом - это рыбка такая.
Вход - это то, куда  входят.
Мак-цветок такой. 
Ласты - "это ботинки - как у лягушки лапы".
Трудности вызвали  слова "полк", "мох". 

Такое  задание  - давать определение - очень полезное, которое  не только  развивает речь и кругозор, но и учит ребенка выделять существенные детали, мыслить. Когда  я  училась в  институте - нам  часто говорили,  что важно знать точные определения. Все  начинается  с  определения  понятия. 


Некоторые слова  приносил летающий  ящер - Ваня сам придумал. Я  вообще  только стол  освободила,   слова  написала  и иногда  включала  "дурочку" - когда мой   герой  останавливался  возле  слова и  мне  нужно было  его прочитать, но я его  читала  неверно  и Ваня меня  исправлял. 





Ну  и  последний  штрих: все  слова  еще  раз прочитываем  и складываем  в домик  - конец игры.


Что дает такой  прием:
-ребенок проявляет инициативу, творчество и взрослый  принимает это, направляя в нужное (Взрослому) русло - в данном  случае - в  обучение чтению; 
- поддерживается интерес к  чтению - Ваня всегда  соглашается  поиграть в  такой  форме;
- параллельно с  обучением чтению решается и ряд других задач: развитие  речи, мышления, внимания и  т. д. 

Я  не  спешу - Ваня не хочет пока  соединять слова  в  предложение - так и  просит: "только  не будем слова  соединять"  - видимо, я в один момент переборщила своим  напором и Ваня боится ошибиться, боится,  что не получится... Пока так, но заметны результаты  и бабушки уже радуются, слыша  читающего внука, да  и  папа с братом радуются,  а  что про меня говорить...


20 комментариев:

  1. класс! очень интересно. и позанимались и полепили. Ах, какая лодочка!!!!!
    сколько детей - столько и методов подхода. главное не заставлять )))
    мы с удовольствием занимаемся за идею. (идея у нас: поход в кино, цирк, аквапарк, поездка на море, покупка новой игрухи). Когда озвучиваем бонус за занятие - сама прибегает с книгой и просит позаниматься. Иногда по нескольку раз на день.
    а бывают дни вообще без занятий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, сегодня погуляла по твоему блогу и так мне стало хорошо на душе... Спасибо, что делишься своей жизнью!
      Да, сколько детей, столько и методов. За такую идею и мой будет книги носить....Только думаю, что моих средств не хватит...
      Пропуски развивающих занятий (чаще это чтение и логические и речевые) бывают часто, но стараюсь....

      Удалить
  2. Ален, это здорово, мне тоже повезло, букварь совершенно не интересует моих детей, поэтому играем!

    ОтветитьУдалить
  3. Вот оно самое главное - ребенок сам должен захотеть!!!
    У нас, вроде как и желание есть, а соображалки еще не хватает...мы на этапе слияния в слоги...все уже пересливали на сто раз, а на слова так выхода и нет)))...я на лето рукой махнула на все слоги вместе взятые...надо будет снова уделить этому внимание)))
    Спасибо, Алена, за идеи!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Каждому свое время...Еще пару недель назад я и представить не могла, что Ваня САМ будет буквы выкладывать из всего, что под руки попадется. А вот и это время пришло: дала задание блоки бабушкиного квадрата на полу разложить - посмотреть, что получилось - так он стал буквы выкладывать блоками (а они огромные - как коврик на стул). ВОт и интерес пришел.
      А про слияние - так Ваня сперва добавлял по одной букве к слогу - заканчивал слово, пропевая: "ма -...к". Я летом делаю т.к во время учебного года у меня предполагается большой загруз (садик плюс три центра). Делаю хадел знаний, а потом только перед сном будем по 5 минут читать-играть.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Смекалке Вашей позавидуешь, ведь хотели почитать с сыном и почитали, да еще так, что он и не заметил)))))) Само главное заинтересовать малыша, подкинуть идею, а он сам разберется, что с ней делать и желания мамы выполнит! Учатся читать дети с небольшой охотой, вот и приходится игры разные придумывать, у Вас это хорошо получилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте! Точно, смекалистая я.. Дети учат. Спасибо Вам!
      Со старшим сыном было все просто - он ходил в развивайку "Автограф" и там его научили. С Ваней я хочу сама - мне интересно.

      Удалить
  5. Алена, беру Ванины игры в копилку для будущего учебного года! Передай ему от меня спасибо!:) Люблю вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, дорогая моя, а я как тебя люблю! Спасибо, передам - ему будет приятно!

      Удалить
  6. Здорово! Алёна, Ванюша восхитительный. И как хорошо объяснил для чего он игры придумал! Детские определения - это так мило!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, детские определения точно так милы... Прочитав пост Кати, задала Ване вопрос: -
      ЧТо такое любовь?"
      ,Его ответ: это когда говорят об этом, признаются в ней. "
      - А как узнать, что любят?" Вот как ты узнаешь, что я тебя люблю?"
      - Так ы говоришь мне это каждый день.
      -А если не говорить, то как узнать?
      -Никак! Нужно сказать, что любишь.
      Вот такие рассуждения...

      Удалить
  7. Без сомнения, так и запомнится лучше. :) Здравствуй, Алёна. :) Ваня, умница! Так и не заметите, как от одного слова захочется понять смысл всей фразы. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя. как мне хочется предложения читать... Скоро и это будет. Чую....

      Удалить
  8. Моя дочь тоже не любила книги, приходилось что-нибудь придумывать. Ваши идеи - готовый материал родителям для занятий с ребятишками. Спасибо, Алена Валерьевна, что делитесь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, это долгий вариант, а родителям нужно как: раз и готово... Желательно чтобы ребенок сам это сделал.... Бывают дети, которые сами читать учатся. Вот счастливчики...

      Удалить
  9. Алена, как здорово! Никакого давления - всё от ребенка и через игру! Каменная азбука ваша и игры с ней просто замечательная идея - обязательно подскажу нашим педагогам!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна. спасибо! Мнение такого специалиста как вы дорогого стоит. Правда-правда. Заставить моего Ваню невозможно, а бы рада стараться, но держусь.

      Удалить
  10. Очень интересная методика! Я тоже эксперементировала, почти так же как и Вы предлагаете, но использовала для не конструктор, а игру "Дженга" за основу, выглядит она вот так http://www.bgames.com.ua/product_info.php?products_id=279. Проблема лишь в том, чтобы красиво и аккуратно приклеить слова к данным палочкам. Но, есть и лругой вариант. Мы тянем одинаковое количество палочек со словами, каждый из деток переворачивате по одному и читает слова, при этом строит башню. Если слово прочитано неверно, то построить из этой палочки ничего нельзя. У кого башня выше, тот и победил.

    ОтветитьУдалить
  11. Алена, прекрасные игры! Я очень люблю помогать детям в осуществлении именно их игровых задумок, с моей стороны остается только слегка вписать развивающий момент). Очень понравилась игра с объяснением понятий, беру на заметку. Что касается чтения, то я, наоборот, хочу с большего переложить эту задачу на развивающий центр, потому что, честно говоря, не хочется тратить на это время, отнимая его у других интересных занятий. Сама же планирую делать околобуквенные игры и занятия, ну, и закреплять навыки чтения))).

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...