понедельник, 15 августа 2016 г.

«Кукла-помощница» ИЛИ арт-методы в период адаптации к ДОУ



Здравствуйте,   уважаемые читатели, родители, коллеги!

В дошкольных образовательных организациях (садиках) продолжается самая горячая пора - адаптация вновь поступивших детей. От того как  пройдет этот период зависит многое. Я как педагог-психолог принимаю самое  активное  участие  в этом  процессе. Адаптировать приходится  не только  самых маленьких детей раннего возраста, но и достаточно  больших деток. Приходят дети, которые не ходили  в детский сад до 4 лет. Иногда таких детей  адаптировать не  менее сложно, чем детей раннего возраста. 

Какие  же методы  и  приемы  применять в работе  с детьми  4  -6 лет? Много вариантов, но одним из наиболее эффективных в моей  практике являются  арт-методы - методы, основанные на  использовании творчества. Творя, ребенок забывает о своих переживаниях, или точнее переживания  трансформируются  в  положительные. Приятно видеть когда хныкающий ребенок со слезками  на глазах через 30 минут  выходит из моего кабинета с надеждой и верой  в  себя, с  верой  в то, что в детском  саду интересно и совсем безопасно. В процессе работы я много говорю с ребенком. Если  ребенок  говорит о маме: заберет ли она  его, как он сильно к  ней хочет и т.д. Я  никогда  не  отвлекаю внимания от этих переживаний - не  закапываем их. Я  спрашиваю о маме: как ее зовут, какая она, что вкусненького умеет делать и т. д. В  процессе разговора  слезы уходят ,  на их место приходит  вера  в  то,   что к  переживаниям относятся уважительно,   ребенка  принимают, понимают. 
В  первый раз ребенок  приходит  в  мой  кабинет один (или  с  мамой), а  на второй  и  следующий  раз я  прошу его выбрать друга из группы - того,   с  кем  бы  ему хотелось поиграть.  

Начинаем мы занятия  по адаптации мс с игры  "Кот-рыболов" - это игра - мечта! Позволяет эта  игра  решать очень много задач. Еще не было ни одного ребенка  в  возрасте  3 лет и старше, который бы не играл  с  радостью в эту  игру. Игра, которая у  педагога-психолога может стать палочкой -выручалочкой.

Затем мы переходим  к  творчеству. Итак, сегодня техника "Кукла-помощница"

Цель: поиск  ресурсов;  гармонизация эмоционального состояния; формирование доверия  к  миру;  к  себе.
Материалы: пластиковые ложки,   двухсторонний  скотч, гафрированная бумага, пряжа, ленточки, бусинки.

Возраст: от 4 лет.
Ход работы:
- Ребята,   помните,  есть такие  сказки, в  которых у главных героев были  помощницы. Каких помощниц из  сказок  вы  помните? (Клубочек, блюдце, волшебная палочка, куколка).
-В  некоторых сказках есть помощницы –куколки.  А хотите  сделать такую помощницу себе?
Дети при помощи  скотча  и  бумаги  создают лицо куклы (из скатанных шариков – глазки, их самоклейки –ротик).  



Из любимого цвета пряжи дети делают волосы и прикрепляют их на  голове  куколки.




Из бумаги делают юбочку-платье, бусы, сережки (по желанию).
Куколка-помощница готова! Ей можно  рассказать все, что хочется  и  доброе, и не  очень – все, чем  хочется  поделиться.

Девочки - есть девочки! И бусы захотелось, и  серьги..

Примечание: при необходимости можно дать ребенку возможность представить свою куколку,  дать ей  имя, рассказать о том. Что  умеет делать кукла, в  чем  ее волшебная  сила. 

19 комментариев:

  1. Интересно!!!
    Алена, расскажи про игру, пожалуйста!
    Мы тоже в прошлом году такие куколки делали:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сама такие куколки тоже делала, но каждый раз это новая история...
      Про игру постараюсь написать. Она простая.

      Удалить
  2. Алёна Валерьевна,здравствуйте!Разговаривая с ребёнком,многое можно понять.Малыши катастрофически боятся чувства оставленности, которое у некоторых продолжается и в первом классе.А метод переключения работает даже со взрослыми.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, спасибо!
      Я пришла к пониманию того, что личностные проблемы ребенка можно решать самыми разными способами - даже просто играя в кота-рыболова и беседуя при этом...Можно просто песок пересыпать и говорить...

      Удалить
  3. Замечательные куколки, беру на заметку

    ОтветитьУдалить
  4. С такой куколкой можно поговорить, рассказать что ей больше всего было интересно в детском саду, с какими детками она познакомилась. Играя с ребёнком, родителям и педагогом будет легче понять, что больше всего тревожит малыша.
    Помню случай из практики:
    Девочка рассказала своей игрушке то, что никому не говорила. Она не хотела ходить в детский сад и всё время плакала потому, что боялась того, что не сможет сама надеть колготочки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна - порой дети боятся таких мелочей, о которых и не подумаешь. Роль игрушки трудно оценить - она просто бесценна.

      Удалить
  5. только сегодня вспоминала про такие куклы из ложек
    и уже у вас подробный мк))
    а можно чуть подробнее про игру. Интересно даже стало

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алиса, про игру постараюсь сделать пост.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Алена. Идея с куклами самоделками просто замечательная. Особенно сейчас, в период адаптации. Как и многим читателям хочется узнать про саму игру. Конечно можно придумать и свой вариант, но Ваш - очень интересен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да у меня самый простой вариант игры Кота-рыболова.... Пострасюь написать.

      Удалить
  7. Алена, какие интересные куколки получились! Такой подружке все-все хочется рассказать. Что и говорить: адаптация нелегкий период и для детей, и для родителей, да и воспитателям несладко приходится. Мои дети по-разному привыкали к саду. Были и слезы, и нежелание утром вставать, и в группу иногда не заходили сразу. Конечно, разговаривали, обсуждали, как прошел день, что было хорошего, почему грустил и т. д. А еще брали с собой любимую игрушку, чтобы было что-то знакомое, что давало бы поддержку ребенку. Да и первоклассники тоже с собой игрушки приносят первое время, мы им разрешаем, лишь бы на уроках не играли))) Вот и у меня скоро адаптация начнется, придут детки с ОВЗ, может и нам такие волшебные помощники понадобятся. Алена, спасибо, что рассказала о своих секретах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да... Адаптация трудна для всех. Даже для меня. Сейчас очень устаю. Детки маленькие - не все еще привыкли. Каждое утро по 2-3 часа провожу в группе раннего возраста. Иногда чувствую себя клоуном.... Столько в малышовые игры я никогда не играю - только в августе-сентябре...
      Буду рада если пригодятся ложки. Мне одна девочка сказала, что куколка уже помогла....

      Удалить
  8. Спасибо снова и снова за то что делитесь опытом!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! МНе так самой легче конспекты писать...

      Удалить
  9. Спасибо, Алёна! Шикарные куколки! как оказывается глазки просто прилепить)))

    ОтветитьУдалить
  10. Какие куколки! Я просто в восторге! Куплю ложечек, сотворим своих помощниц! Спасибо, Алена, за идею!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо а добрые слова! Удачи! Ваши творения будут чудесными.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...