Уважаемые родители!
Подготовка ребенка к обучению в школе - это многосторонний процесс. Я предлагаю Вам игры, которые сама использую в работе с детьми.
Упражнение № 1.
Цель:
развитие словесно-логического мышления
Ход:
к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с
учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.
Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял
кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8 Марта.
Щетка___________
. Иголка______________ .
Лопата_______________.
Лейка___________ .
Грабли______________ .
Нож_________________.
Лифт__________ .
Холодильник________.
Гвоздь________________.
Миксер_________
. Ракетка_____________. Тачка_________________.
Банка___________
. Мясорубка___________. Весло_________________.
Упражнение № 2.
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход:
выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно
объяснить свой выбор.
Цвет: цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава . Халат врача,
помидор, снег
Форма: телевизор, книга, колесо.
Косынка, арбуз, палатка
Величина: бегемот, муравей, слон. Дом,
карандаш, ложка
Материал: банка, кастрюля,
рюмка. Альбом, тетрадь, ручка
Вкус: конфета, картошка, варенье.
Торт, селедка, мороженое
Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка,
перышко, гантеля.
Упражнение № 3.
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход:
выбрать: к указанному подобрать
слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо
— ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-... (дом)
песня-глухой, картина-... (слепой)
паровоз-вагон, конь-...(телега)
бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
песня-певец, самолет-...(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-...(слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-...(вода)
машина-дорога, воздух-...(самолет)
корова-теленок, лошадь-...(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-...(кожура, шелуха)
ложка-каша, вилка-...(мясо).
Упражнение №4 «Подбери слово»
Цель:
развитие словесно-логического мышления.
Ход:
выбрать: к указанному подобрать
слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).
Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.
коньки- зима,
лодка-...(лето)
собака-шерсть, щука-...(чешуя)
пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)
ухо - слышать, зубы-.. .(жевать)
чай-сахар, суп-...(соль)
дерево-сук, рука-...(палец)
дождь-зонтик, мороз-...(шуба)
пчела-мед, корова-.. .(молоко)
школа-обучение, больница-.. .(лечение)
нож-сталь, стол-...(дерево)
хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)
пальто-пуговица, ботинок-...(шнурок)
коса-трава, бритва-...(волосы, борода)
нога-сапог, рука-.. .(перчатка)
вода-жажда, пища-...(голод)
электричество -провода, пар-...(трубы)
лимон - кислый, сахар-...(сладкий)
камень - тяжелый, перышко-.. .(легкое)
машина-дорога, корабль-... (море)
птица-клюв, слои-...(хобот)
Упражнение №5 «Назови одним словом»
Цель:
развитие операции обобщения, классификации,
развитие внимания.
Ход: озаглавить группу
понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.
• Кисель — кефир
— сок — чай (напитки)
• Утюг —
холодильник — пылесос — кофеварка
• Муравейник —
нора — логово — берлога
• Самолёт -
корабль — лодка — мотоцикл
• Глина — шерсть — дерево — пластмасса
• Двойка — тройка
— пятёрка — единица
• Дирижёр — шофёр
— воспитатель — портниха
• Салат — каша — борщ — запеканка
• Топор — лопата
— пила — отвёртка
• Серьги —
браслет — цепочка — кулон
• Храбрость —
доброта — трудолюбие — честность
• Волейбол —
баскетбол — футбол — водное поло
• Клюв — перья —
крылья — коготки
• Есть —
спать — учиться — гулять
Упражнение № 6.
Цель: развитие операции классификации, обобщения.
Задание: продолжить ряд
понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее
3-х слов. В каждом случае назвать
обобщающее понятие.
1.
Стол, стул, диван
2.
Творог, сыр, масло
3.
Врач, повар, лётчик
4.
Сок, кефир, компот
5.
Шишка, жёлудь, орех
6.
Корабль, лодка, яхта
7.
Паровоз,
электричка, трамвай
8.
Книга, альбом,
блокнот
9.
Торшер, бра, настольная лампа
10.
Сосиски, колбаса, котлета
11.
Земляника, клюква, малина
12.
Сыроежка, лисичка, подберёзовик
13.
Сосна, берёза, липа
14.
Жасмин,
шиповник, сирень
Дождь,
ветер, иней
Игра «Назови как можно
больше предметов, имеющих данный признак»
Цель:
развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
Необходимо
назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок
должен ответить на вопросы.
Например:
«что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога,
река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность
употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов,
умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не
сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если
ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения
их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку
следующие вопросы:
Что бывает круглым
(квадратным, овальным, треугольным...)?
Что бывает высоким
(низким)?
Что бывает зелёным
(красным, синим)?
Что бывает холодным
(горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает сладким
(горьким, кислым, солёным)?
Что бывает шерстяным
(шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
Что бывает тяжёлым
(лёгким)?
Что бывает глубоким
(мелким)?
Что бывает колючим (острым,
хрупким)?
Упражнение № 7.
Цель: развитие воображения,
мышления.
Задание: рассказать, во что
превратится
Стул
без спинки______________
Чашки без ручки ______________
Мороженое без холодильника ____
Всадник без лошади ____________
Дерево без веток ______________
Стол без ножек________________
Ливан без спинки _____________
Самолёт без крыльев___________
Книга без страниц _____________
Подушка без перьев ___________
Спички без серы ______________
Снеговик без холода___________
Телевизор без электричества____
Карандаш без грифеля _________
Кофта без рукавов_____________
Кепка без козырька ___________
Окно без стекол_______________
Сад без
деревьев ______________
Упражнение № 8 «Закончи предложение»
Цель:
развитие мышления.
Ход упражнения:
Детям предлагается закончить
предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу
целиком.
• Моряк
увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)
·
Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать,
вязать, шить)
·
Рабочие
не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая,
грязная, узкая).
• Машина не
смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
·
Вода в
банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
·
Катя
отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную,
пластмассовую) ручку сковородки.
Упражнение № 9.
Цель: развитие мышления, внимания.
Задание: подобрать слово
противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом
а, в котором будут объединены оба антонима.
Пример: во дворе на котенка
напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
Помнить Храбрость
Тупой
(нож) Высокий
Знаменитый Мелкий
Подниматься Молчать
Встречать Открывать
Ругаться Широкий
Мягкий Легко
Темно Грязно
Толстый Гладкий
Полный
(стакан) Добрый
Искать Ругать
Старый
(диван) Шершавый
Грубый
(разговор) Весёлый
Быстро Длинный
Молодой
Упражнение № 10.
Цель: развитие операции
анализа, синтеза, внимания.
Задание: подробно объяснить в
чём ошибочность приведённых суждений
У Кати кукол
больше, чем игрушек
Трехэтажный
дом ниже одноэтажного
Ручеёк шире
реки
Самолёт
движется медленнее машины
В холодильнике молочных продуктов меньше,
чем кефира
Лапа моложе сына, но старше дедушки
Черепаха ползает быстрее змеи
Тигр слабее кошки
Петя собрал
поганок больше, чем грибов
У зайца ушей
больше, чем у медведя
Стол
квадратнее окна
Стул
деревяннее тумбочки
Упражнение №11.
Цель: развитие операции
анализа, синтеза.
Задание: на основании 2-х
суждений сделать самостоятельное умозаключение,
• Все овощи
растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин
с огорода).
• Все дети
растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________.
• Все рыбы
не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________.
• Все
конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________
• Всем
цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.
• Всю одежду
надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.
• Все
изделия из стекла хрупкие. Наташа
уронила сумку с вазой на пол. Значит
___________.
Игра
«Главное и второстепенное»
Цель: развитие операций анализа.
Один человек что-то загадывает: растение, животное,
птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков
загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью
охарактеризовать заданные предмет и назвать его. Например, загадывающий задумал
слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова
круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да».
Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да». Отгадывающий говорит,
что это цыпленок.
«Подбери
слово»
Цель: развитие операций мышления.
Ход:
выбрать: к указанному подобрать
слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-... (дом)
песня-глухой, картина-... (слепой)
паровоз-вагон, конь-...(телега)
бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
песня-певец, самолет-...(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-...(слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-...(вода)
машина-дорога, воздух-...(самолет)
корова-теленок, лошадь-...(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-...(кожура, шелуха)
ложка-каша, вилка-...(мясо).
«Подбери слово» -2.
Цель:
развитие операций анализа.
Ход:
выбрать: к указанному подобрать
слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).
Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.
коньки- зима,
лодка-...(лето)
собака-шерсть, щука-...(чешуя)
пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)
ухо - слышать, зубы-.. .(жевать)
чай-сахар, суп-...(соль)
дерево-сук, рука-...(палец)
дождь-зонтик, мороз-...(шуба)
пчела-мед, корова-.. .(молоко)
школа-обучение, больница-.. .(лечение)
нож-сталь, стол-...(дерево)
хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)
пальто-пуговица, ботинок-...(шнурок)
коса-трава, бритва-...(волосы, борода)
нога-сапог, рука-.. .(перчатка)
вода-жажда, пища-...(голод)
электричество -провода, пар-...(трубы)
лимон - кислый, сахар-...(сладкий)
камень - тяжелый, перышко-.. .(легкое)
машина-дорога, корабль-... (море)
птица-клюв, слои-...(хобот)
Огромное спасибище!!! Так много полезной информации! Утащила в закладки:)
ОтветитьУдалитьОльга, играйте с удовольствием! Мой Ваня очень любит такие игры - без спец подготовки - речевые - очень полезные.
УдалитьШикарная подборка!!! тоже утащила себе)))
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо огромное!
На самом деле великолепнейшие задания - просто и действенно!!!
Юля, пожалуйста! Скоро еще опубликую
УдалитьАлена, спасибо огромное за такую полезность! Очень пригодится, унесла в закладки :-)))
ОтветитьУдалитьЕсли полезность - то здорово! Рада стараться!
УдалитьАлена Валерьевна, спасибо, очень интересные задания, с некоторыми знакома, но их малая часть. В школе идут занятия группы предшкольной подготовки, обязательно дать ссылку на Ваш блог!
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, так приятно! Спасибо!
УдалитьСпасибо! Сегодня попробуем упражнения.)
ОтветитьУдалитьЗдорово! Спасибо за отзыв!
УдалитьАлена, большое спасибо, эти игры нам очень пригодятся!
ОтветитьУдалитьАнна, игры хороши! Логическое мышление отлично развивают многие из них - умения действовать аналогичным образом.
УдалитьАлёна, спасибо! Такие упражнения хорошие, все в одном месте. Взял и работаешь!
ОтветитьУдалитьТОЧНО! ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПИШУ, НО И ПЕДАГОГАМ МОЖЕТ ПРИГОДИТСЯ. ЛЕНОЧКА, СПАСИБО!
УдалитьАлена, спасибо за прекрасную подборку игр!!! Взяла ваш труд в копилочку :)
ОтветитьУдалитьВиктория, рада видеть нового ПЧ! Спасибо!
ОтветитьУдалить