понедельник, 19 мая 2014 г.

Игротерапия в деятельности педагога-психолога


Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!

В арсенале  педагога-психолога есть разные  методы работы, а элементы игротерапии - один из них, один из самых любимых детьми и самых эффективных. Ведь в  игре  ребенок раскрывается, живет этой деятельностью.

Приведу  только один пример встречи с  двумя  девочками. Два ребенка - два  разных мира, две  совершенно разные социальные ситуации развития...

Цель встречи: развитие коммуникативных навыков, формирование доверия  к окружающему миру.

Девочкам  было предложено создать свою страну, используя игрушки, камни и  т.д. 
Вот это один мир... Страна называется "Счастливая страна"...


...а это другой, пока  без названия...


После того как страны построены, хозяйка  страны  приглашает в гости  - рассказывает о своей  стране, о том, кто в ней  живет...
Подобные игры  можно использовать дома и именно в  таких играх при помощи  вопросов, адресованных к  героям страны (не  к  самому  ребенку),  можно  более  точно узнать о переживаниях ребенка, о том, что его  травмирует.

Затем я  предлагаю сделать дорогу  по которой в  страну  могут приходить в гости (тем  самым  формируя доверие  ребенка  к  миру, снятие барьеров  общения). Дорога  строится  из разноцветных камней.


Как  видно, длина дорог разная (центр строительства дороги между  странами). Один ребенок  строит очень короткую дорогу - легко пускает в  свой мир, а вот другая девочка строит очень длинную дорогу...

Спрашиваю у другого ребенка: 
-Легко ли будет прийти в гости?
-Нет, очень долго. Построй другую дорогу - короче.
Другая девочка  строит короткую дорогу...(между  пеньками - вход в  страну)

Затем  дети добавляют море - синий  грунт. Вода - ресурс, который  есть у  каждого, только стоит его актуализировать -в  нашем случае добавить в  свой мир. 


Вот так  в  игре дети развивают коммуникативные навыки, снимаются барьеры в общении, расширяются паттерны  поведения. Кстати, в  конце встречи  девочка  сказала: "И моя страна называется Счастливая страна!"

23 комментария:

  1. Алена, какие простые, а в то же время полезные игры. А с какого возраста можно в такие игры играть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, возраст - думаю лет с 4, но все индивидуально.Такие игры и речь хорошо развивают, и мышление и т.д. Самое главное - задавать вопросы, исходя из того, что строит ребенок. Например, одна девочка взяла 2 полицейских: спрашиваю : зачем они? Страну охранять. А от кого? и т.д. О чем мечтают герои, что их беспокоит, чего они боятся. Кто главный? Что будет, если этого главного не будут слушаться? (хороший вопрос!) У меня такие ответы бывают: в тюрьму посадят, из дома выгонят, ремнем набить и т.д. Все из личного опыта...Иногда печальные ответы встречаются...

      Удалить
  2. Ааа, сколько всяких игрушечек! мне кажется, от такой игры будет еще и релаксирующий эффект. Ален, спасибо за твой опыт. А я в детстве любила строила миры из пуговиц, шахмат и карт))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. НУ, НАталья, миры из пуговиц, шахмат и карт - это круто! Такие игры носят всесторонний развивающий эффект. Само по себе общение ребенка в садике наедине или в миникомпании в течении 40 минут очень важно ребенку. Ведь в группе столько вокруг детей и так не хватает уединения, устаешь от шума.

      Удалить
  3. Очень интересно, Алена, спасибо. Игра - это отражение реального мира, личного опыта. И тут, действительно, можно увидеть все наглядно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ДА, это психологическое зеркало. Не имея песка, можно работать таким образом. Хорошо, когда есть разнообразие: и мне и детям. Елена, рада общению с коллегой!

      Удалить
  4. Спасибо, Алена. Очень интересно, а главное, ничего специально для этих игр готовить не нужно, все в доме есть! А еще - это своего рода писхологические тесты: какие разные сказочные дома и столько говорят о хозяйках, уверена, есть над чем работать!?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вы верно заметили - ничего готовить не надо - все есть дома. Конечно, у меня арсенал игрушек более разнообразный - я специально готовлю, покупаю, коллекционирую, но можно и на на том что есть работать. Важно: вопросы. Спасибо Вам!

      Удалить
  5. Как интересно! Я в детстве тоже любила так играть! Теперь пытаюсь поиграть так с дочкой, но пока к сожалению получается плохо, нам не дают доиграть=). Младший постоянно хочет навести свой "порядок"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, это здорово, что в доме есть кому помешать! Пройдет немного времени и все изменится, а так жаль правда? Маленькие дети - это маленькие волшебники, делающие нашу жизнь более счастливой....

      Удалить
  6. Здорово как! Такая "девочковая" страна получилась! )))

    ОтветитьУдалить
  7. Сейчас читаю, старшая дочка подошла смотрит, а ей скоро 12, говорит интересно, надо себе так сделать. Так что сейчас вдвоем с младшей будут делать, а мне только слушать да наблюдать .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, интересных вам открытий о внутреннем мире ваших детей!

      Удалить
  8. Алён, создание игровых миров мне тоже очень импонирует. :) У меня и дома Маринка постоянно что - то строит, но пока с вопросами не подпускает. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня Ваня трансформерами играет, воюет, собирает, а миры согласен вместе со мной строить.

      Рада, что ты находишь время заходить в гости, даже пост написала! Прочитала, еще прочту повнимательнее. Вот о сокращении специалистов -грустная тема...и куда всех девать?...

      Удалить
    2. Алён, пока у меня время как раз появилось. :) Да, и внутреннее беспокойство улеглось. Другое дело, что с этими сокращениями как - то действительно грустно. Мне всегда казалось, что, уж, где - где, а в детских садах психологи необходимы. Свою практику люблю...

      Удалить
    3. Катя, да у тебя сейчас чудесное время! Через некоторое время все уляжется, а может и все к лучшему...

      Удалить
    4. Да, именно моё сегодняшнее состояние и помогло мне успокоиться и примириться с внешними обстоятельствами. :) В конце концов, если мы не можем оперировать ситуацией, то, уж, наше отношение находиться полностью в наших руках.

      Удалить
  9. Очень интересно посмотреть, как работает психолог! Казалось бы, обычная игра, но и ее можно использовать для занятий с ребенком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это игра в паре. Дома ведь не всегда получается играть с малознакомым человеком. Игротерапия - это великая вещь, а в работе психолога один из главных методов работы.

      Удалить
  10. Можете посоветовать почитать книги по данной тематики. Чтобы знать, какие еще можно вопросы задавать ребенку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. книги Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой. МОжно в Педагогической библиотеке скачать http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=3&find_me=!%C7&page=1

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...