суббота, 16 февраля 2013 г.

Вместе с ребенком или вместо ребенка? (о необходимости учить ребенка делать выбор)



Время диктует свои правила. Ускоренный темп жизни, стремление многое успеть и достичь, повышенные ожидания и требования к своим детям и близким, а также перекос в сторо­ну как можно более раннего развития детей — вот вполне ощу­тимые реалии настоящего времени. Мы так стремимся устроить себе и своим детям счастливое будущее, что совсем забываем о настоящем. Поэтому мы нанимаем репетиторов, чтобы научить ребенка читать в три года, с четырех лет начинаем готовить его к поступлению в школу с углубленным изучением чего бы то ни было, обрушиваем праведный гнев на учителей, если в дальней­шем его из этой школы исключат, и так далее, и тому подобное. Как часто мы можем увидеть заботливую маму, в ночи си­дящую за книгами и учебниками, помогающую сладко спящему ученику сделать то, что, как кажется, ему не по плечу. Да, действи­тельно, сейчас очень возросли школьные требования, особенно в различных лицеях и гимназиях, и детям бывает не под силу вы­полнить такой объем работы или справиться с заданием, которое явно для них рановато. И мы самоотверженно забываем о своих делах и помогаем юному Ломоносову написать сочинение или до­казать математическую теорему. Вот только вопрос, какую поль­зу получит ребенок от такого якобы знания? Конечно, обучение в престижной школе, а затем и в вузе открывает многие двери, дает дополнительные возможности. Но есть и негативная сторона.
Во-первых, знания, добытые не собственным трудом, очень быстро забываются, не оставляя никакого следа, не внося и ми­нимальной лепты в пресловутое развитие ребенка.
Во-вторых, ребенок привыкает получать награду за чужой труд, а это всегда, с одной стороны, очень заманчиво, а с дру­гой — ставит под вопрос необходимость самому напрягаться и что-то делать. На мой взгляд, пусть лучше ребенок окончит обычную школу, больше занимаясь теми предметами, которые ему интересны, чем будет с утра до вечера сидеть за надоевшими учебниками, вместе с родителями грызя гранит науки.
В-третьих, открывая перед ребенком двери элитных учебных заведений, проходя, даже отчасти, за него тернии обучения в них, мы не обязательно приведем ребенка к гармоничной и счастли­вой жизни. Подобными действиями мы не даем личности свободу самоопределения и нахождения себя и своего места в жизни, не учим ее преодолевать трудности ради достижения желанной цели.
Из этого вытекает не менее важный вопрос: кто и как при­нимает решение о том, чем заниматься ребенку, и в частности — где учиться? Конечно, семилетнему малышу не выбрать школу. Но уже в таком возрасте мы можем приглядеться к своему чаду и увидеть, что, к примеру, усидеть на месте ему крайне тяжело, а вот побегать да залезть куда-нибудь повыше он очень даже лю­бит. Но, к сожалению, родители не всегда придают таким наблю­дениям должного значения и тратят лучу времени, сил и денег, чтобы ребенок попал, скажем, в престижный математический лицей. А потом ломают копия о непобедимую лень ребенка и его категорическое нежелание делать уроки.
Конечно, у всех нас есть амбиции, и почему бы нам не меч­тать в будущем увидеть своего ребенка нобелевским лауреатом по математике, ну или хотя бы хорошо оплачиваемым специали­стом в области так любимых нами точных наук. Вот только прак­тика показывает, что счастья такие достижения обычно никому не приносят — ни родителям, ни детям.
Лучше вырастить «среднего» гармоничного человека со здо­ровой психикой, чем невротика, достигшего небывалых высот не в своем деле. Да к тому же вполне возможно, что, направив энергию ребенка в нужное русло, в тот же спорт, например, или в творчество, вы увидите не менее впечатляющие результаты. А бонусом будет собственное желание ребенка заниматься и по­корять вершины, а затем и его счастливая улыбка от достигну­того.
Сейчас все чаще приходится сталкиваться со случаями, ко­гда уже вроде бы взрослые люди мало чем интересуются, выпол­няют свою работу, потому что так надо, да и живут, по большому счету, по привычке, получая минутные радости от выпитого, вы­куренного или увиденного в очередном сериале.
Одна из причин этого кроется как раз в том, что человек с малых лет не привык принимать собственные решения, доби­ваться того, что ему нужно для полноценного развития, искать интересное и радоваться найденному. Научить этому могут в первую очередь родители, предоставляя ребенку выбор и по­зволяя ему совершать свои ошибки. Мы почему-то очень часто забываем, что научиться исправлять ошибки можно, только их совершив, и чем раньше ребенок почувствует, что на нем лежит ответственность за свой выбор, тем осознаннее он будет его де­лать в дальнейшем.
Источник: Юрченко О.  Не хочу и не буду! –  СПб.: Речь, 2011. – 159  с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...