пятница, 17 февраля 2017 г.

Сокровища детей 5-6 лет ИЛИ о возрастных особенностях детей 5-6 лет



 Здравствуйте. уважаемые родители, гости блога!

Каждый возрастной период дарит его обладателю настоящие  сокровища - правда-правда! Эти сокровища - это возрастные особенности детей (да  взрослых тоже), а  точнее те  приобретения, которые ребенок  присваивает, проживая тот или иной  возраст.

Сегодня я хочу остановиться на сокровищах детей 5-6 лет. Уважаемые родители, педагоги, бабушки и дедушки, если  рядом  с  Вами есть дети этого возраста - этот пост для Вас!

Итак, ребенок 5- 6 лет ...  Какой он?


Для  меня он такой интересный, такой открытый и любознательный, что работать с такими детьми или просто общаться - в РАДОСТЬ!  Собственно говоря, любой возраст интересен по-своему....

В  этом возрасте  ребенок  продолжает активно познавать окружающий мир. Он как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни

Поэтому взрослым очень важно показать все  многообразие мира. Сделать это очень легко и времени на это не  всегда нужно много. Например, возвращаясь домой из детского сада, можно  внимательно наблюдать за окружающей природой, описывать то,   что Вы видите, называть животных, птиц, деревья, подмечать изменения, происходящие  в природе. Важно заинтересовать ребенка, удивить его!  Ведь познание начинается с удивления (Аристотель). Удивление рождает интерес.

В 5-6 лет ребенок может не только задавать вопросы, но и уже  может сам  формулировать ответы, создавать версии.   


Взрослым очень важно использовать эту особенность детей. Для этого можно "не лезть впереди  паровоза", а дать ребенку подумать, выдвинуть свои  версии и пусть это будут ошибочные версии. взрослому можно при помощи наводящих вопросов расширить представления ребенка о проблеме. Возможно оставить пока вопрос не решенным,  дать время подумать, а  потом  вернуться к  нему  уже  с  новой информацией. 
Полезно задавать вопросы:
"А  ты  как думаешь?"
"А  что будет если...?"
"Допустим, тогда...."

В этом возрасте ребенок хочет показать себя миру, может привлекать к себе  внимание. Для  ребенка важно получить внимание в том  числе  и  "плохими поступками".

Внимание ребенку  можно оказать разными способами: просто погладить по голове, проходя мимо, поцеловав мимоходом, отметив то, какую интересную постройку он создал. Если ребенок все-таки привлекает внимание "плохими поступками", то важно научиться эмоционально на них не реагировать, не  подкреплять такое  поведение. Наши эмоции на такое поведение - это то,  чего ребенок и добивается. Важно спокойно, монотонно сказать о том, что это вам не нравится. Помните,   что на 10 высказываний в адрес ребенка 7 должно приходиться на положительные.

В этом возрасте ребенок с  трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

В данном  случае очень важно соблюдать правила всем членам семьи: если  что-то мама  запрещает, то и папа это тоже  запрещает. Единство требований - залог успеха в воспитании ребенка.
Отправляясь, к  примеру, в магазин, совместно планируйте то,   что Вы  купите: ребенку, маме, папе, братику..... Важно не забывать про свои потребности и озвучивать это ребенку. 

Коммуникативное развитие - одна из важнейших особенностей  в данном возрасте. Ребенок  готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе.

В 5-6 лет дети только еще учатся общаться между собой. очень часто возникают конфликты, которые часто происходят по причине пока еще недостаточно развитых коммуникативных способностей. дети только учатся, уступать, договариваться, находить компромисс. Даже взрослому это дается с трудом,   что говорить о детях. Нам взрослым в случае  возникновения  детских конфликтов важно принимать сторону  третейского судьи - суметь помочь детям найти компромиссное решение. Любой конфликт между детьми важно рассматривать как  возможность  научить своего  ребенка мирно его разрешать,  а  также  как  возможность показать ребенку  веер возможных способов  выхода из этой  ситуации. 

Порой бывает так: дети поссорились, подключились родители, поссорились родители, а дети уже  через 5 минут вновь друзья. Родителям через 5 минут трудно примириться...

Личный пример в разрешении конфликтных ситуаций - это основа успеха. 

В 5-6 лет ребенок  постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности.

Любые игры  ходилки-бродилки, лото, домино - все игры  где  есть правила в этом  возрасте  просто незаменимы. Это самый простой  способ научить детей управлять своим поведением.


Ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.


Ребенок  умеет сам есть, одеваться, убирать игрушки - важно дать ему эту  возможность. Отмечать,   что уже  такой большой ,сильный. умелый и у него все  получится!  

Поддержать интерес можно самыми разными способами. Например, если убираете игрушки, то устройте  соревнования - кто раньше: Вы помоете посуду или он уберет игрушки.

Ребенок очень хочет походить на значимых для него взрослых   .

Каким мы хотим  видеть своего ребенка - так  мы  сами должны себя  вести, обращаться  к  супругу, ребенку. Личный пример - основа  основ.

Можно говорить (с гордостью!) так, развивая уверенность ребенка: ты  такой сильный, смелый, умелый - весь в отца! 

Ребенок любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.

Игра для ребенка - жизнь! Играйте  вместе  в  магазин, больницу и др. игры. Включайте  в игру  нестандартные ситуации (кончилась колбаса, не  понравился товар и пришли с жалобой и др.). Такие  ситуации очень мотивируют ребенка, вызывают смех, а значит и интерес. Вы в такой ситуации для ребенка - самый лучший друг. Это проверено! 
 Играя. дети проигрывают будущую взрослую жизнь,  учатся решать разные проблемы, нарабатывают паттерны разного поведения. Поможем ребенку в этом! 
         
Ребенок может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Очень щекотливая тема для многих родителей. Важно не  врать. Сказать ровно столько сколько  нужно, не вдаваться  в подробности. Важно удовлетворить интерес ребенка. 
Часто дети интересуются половыми различиями, могут рассматривать себя и других. Этого не нужно бояться! Это нормально! Важно не эмоционировать по этому поводу. туалет нужен для того,  чтобы справлять определенную нужду. Сделали - в группу.  Это для воспитателей. Наши эмоции только подогревают интерес детей к этим вопросам.  Дети могут даже говорить "про это".  Если самостоятельно не  знаете  как   с этим быть - сходите  к  психологу. 
Очень часто возникают ситуации в садиках,   связанные с этой  проблемой. На самом деле  это нормальный процесс психосексуального развития.

 Ребенок начинает задавать вопросы, связанные со смертью.

Деликатная тема. Каждая семья решает для себя ее  самостоятельно,   учитывая свои религиозные убеждения. Важно не  врать. 

Встречала ситуации когда о смерти близких ребенку не  сообщали, вызывая различные поведенческие и соматические нарушения. Ребенок  чувствует.   что что-то не  так, а  ему  говорят,   что все  в  порядке... Тема трудная. Есть вопросы -сходите  к  психологу, он поможет. 

У ребенка могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания  .

Есть одно золотое  правило: не говорить ребенку "не бойся!". Тем  самым ,отрицая эмоции ребенка. Если ребенок боится, значит есть тому причина. Процесс засыпания можно облегчить включив ночник, оставив свет в коридоре и т. п. 
Тема важная, очень. Если это Вас сильно беспокоит - сходите  к  психологу. 

   У ребенка развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность .


Инициатива - одна из основ самостоятельности,  уверенности в  себе. Инициативу важно поддерживать. Отмечайте, что очень рады,   что сын (дочь) придумали это, сделали  так,  придумали, сказали, проанализировали. 
очень полезны будут вопросы, укрепляющие  уверенность в  себе:
"Как это у тебя получилось?"
"Научи меня!"
"Поделись своим  секретом как ты это сделал ,пожалуйста!".

Учите планировать день ребенка, это очень пригодится  в  скором времени - когда пойдет в школу. 

Это краткие рекомендации.....

Уважаемые  взрослые, помогайте наполнять сундучок своего ребенка сокровищами - приобретениями его возраста. Только  благодаря Вашему примеру, Вашей помощи и поддержке,   Вашему сотворчеству ребенок может стать счастливым  обладателем УВЕРЕННОСТИ В  СЕБЕ, 
РАЗВИТЫМИ КОММУНИКАТИВНЫМИ НАВЫКАМИ,  
ИНИЦИАТИВНОСТИ
СПОКОЙСТВИЯ
САМОРЕГУЛЯЦИИ
УВЕРЕННОСТИ В СВОЕЙ ЗНАЧИМОСТИ 
УМЕНИЯ  ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ  СОЦИАЛЬНО-ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБОМ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ


                                               

20 комментариев:

  1. Алена Валерьевна, как всегда, ваш материал - кладезь интересной и полезной информации. С большим удовольствием отправляю ссылку на школьный сайт

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Очень хорошая статья! Все бы родители и учителя понимали своих малышей... А вот слова Аристотеля уже давно стали девизом в моей работе! Они у меня в блоге тоже написаны :) И в этом году, выступая в конкурсах, я на их основе строила свои выступления :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте! Узнала про эти слова когда проект делал по эмоциям. Как точно сказано. Рада видеть Вас!

      Удалить
  3. Очень интересный, полезный материал.Спасибо, Алёна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, конечно же, это только малая толика, но на мой взгляд самая важная.

      Удалить
  4. И мой любимый возраст!:) Не раз встречала шестилеток, с которыми мне было интересно беседовать, как если бы они были взрослыми

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, каждый возраст прекрасен, но этот особенный. Спасибо!

      Удалить
    2. И мой любимый возраст))) Я иногда ощущая себя на столько))))
      Спасибо, Алёна! Очень полезный обзор!

      Удалить
  5. Алена, здравствуйте! Не скучно, интересно, как раз то, что надо родителям. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте! Этот материал я использовала на род. собр. - родители сами рассказывали о том, что они делают, зная эти особенности - вытаскивали сокровища - одну из особенностей возраста). Я резюмировала.

      Удалить
  6. Алена, знание возрастных особенностей значительно облегчает взаимодействие с детьми, согласна! К сожалению в ДОУ бывает так, когда педагоги совсем не ориентируются на возраст и особенности ребенка. Отсюда вытекает гора проблем...над которыми комуу приходится работать?)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна. Особенно что касается тем "про это".

      Удалить
  7. Алена, очень полезная информация не только для родителей, но и для педагогов. В начале своей работы в ДОУ каждый год я проводила консультации для параллели воспитателей по возрастам для активизации знаний о возрастных особенностях детей. Но позже мне посоветовали этого не делать, так как всему этому воспитателей учили в колледжах и ВУЗах, дескать это они должны знать как "Отче наш". Но тенденции последних лет, когда в нашем учреждении много новых молодых педагогов, меня ошеломляют((( Буду возобновлять "возрастные консультации", воспитатели не знают особенности развития детей, конечно не все, но многие...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, даже мне всегда интересно и полезно еще раз послушать и про возрастные особенности, и про многое другое. Всегда что-то новое для себя откроешь.

      Удалить
  8. Спасибо, Алена, так коротко, ёмко и по делу! Очень важные моменты затронуты в статье!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...