пятница, 9 сентября 2016 г.

Адаптация детей к условиям ДОУ: примеры из практики


Здравствуйте,   уважаемые родители, читатели блога!

Сейчас  полным ходом идет адаптационный  период в детских садах  для  вновь прибывших детей. Кто-то уже  привык и совсем не  плачет, а  кому-то еще нужна помощь, поддержка. Поддержка нужна и родителям - ведь очень важно понимать,   что твой ребенок  в надежных руках, ребенку помогут, поддержат. Как может  помочь педагог-психолог? У каждого специалиста свой  метод, свой  стиль работы,  свой подход. Сегодня я  поделюсь тем,  как  я провожу адаптацию детей и родителей. Конечно, это лишь часть, но одна из самых важных.


В сегодняшнем посте будут рассмотрены методы  моей работы  по адаптации для детей 3-4,6 лет (дети второй младшей и средней групп). 

Итак, если  ребенок ходит в  садик уже одну-две  недели и до сих пор не может расстаться  с  мамой ни на  прогулке, ни в  группе, то я приглашаю маму  с  ребенком  к  себе  в  кабинет и мы  вместе  играем в игру  "Песочный детский  сад". Такие  совместные встречи-игры  могут быть несколько раз. Потом я  приглашаю к  себе  в  кабинет  эту  семью и одного ребенка из группы и играем уже  в  расширенном формате. На  следующий  раз я  уже  приглашаю этого ребенка  (с трудностями адаптации)  и нового друга (с  кем играли  вместе) и предлагаю детям на выбор ряд интересных занятий. Ведь когда  в садике  интересно и есть с  кем  играть - это залог успешной  адаптации. 

Во что играем? В разное...
Делаем  вулканы. Эту работу я проговариваю заранее  и ребенок  ждет встречи, а, следовательно, и посещение детского сада. В изготовлении вулканов есть много терапевтичных моментов, помогающих детям  снять психоэмоциональное  напряжение. Например, работа  с  пластичными материалами - пластилином. Изначально пластилин достаточно твердый и не всем  детям удается его размять для изготовления вулкана. Мы  используем теплую воду - ребенок  сам  решает  когда  вытащить кусочек пластилина.



Процесс создания  вулкана...

Наполнение мира  вулканов и самих вулканов  содой...

Каждый  ребенок готовит лаву: воду  с  лимонной  кислотой  окрашивают краской. Работает  цветотерапия. Цвет воды меняется  на глазах...

Извержение  и  полный  восторг детей и вопрос:  а  еще  будем  делать вулканы? Это уже  задел на будущее - ребенок хочет идти  в  садик.


Еще  одна  палочка-выручалочка  - игра  "Кот-рыболов". Эта  игра  всегда  проходит  на  "Ура" - дети и я  много смеемся и все  напряжение  улетает без следа. В эту  игру  мы  идем  играть в  группе  с  детьми.


Арт-терапия - один  из действенных способов  адаптировать детей  к  садику - всех и раннего возраста, и  детей  постарше.

Многообразие материалов делает процесс творчества  еще более продуктивным.  В этом  фрагменте представлен этап работы: дети пришли  ко мне  в  кабинет уже  без мамы -  с новым другом  или несколькими и просто играют в  сюжетную игру в  процессе  которой их герои  ходят в  гости и угощают друг друга - дети делают из пластилина  угощение.





Во время  прогулок  в  период  адаптации я  прихожу  на  участки групп и играю с детьми в  подвижные  адаптационные игры или  просто  мы  сидим  с  детьми и  играем  волшебными предметами из моего чудо-сундучка. В этом  фото - волшебная рыбка, которая  слушает желания  детей....

Еще один фрагмент применения  арт-методов  в  период адаптации - техника  "Подарок  маме" - обрывная аппликация.
Пока  мы идем  с  плачущим  ребенком  до моего кабинета - слезы   постепенно  уходят, а  когда  ребенок  начинает творить, то вся  негативная   энергия сублимируется  и происходит полное  успокоение. Обрывная  аппликация  помогает  снять напряжение  ребенка  -ребенок  рвет пальчиками понравившуюся  бумагу (хорошо подходит гафрированная бумага) и снимает свое  напряжение. 

Блестки вообще чудо-материал. Все дети их любят...

Вот и подарок  маме  готов.

Использование  таких методов в комплексе  помогает успешно адаптировать детей  к  условиям  ДОУ. 

Уважаемые родители, при возникновении трудностей Вы  всегда  можете использовать свою возможность и  прийти  на  бесплатную консультацию к  педагогу-психологу, а также поучаствовать в  наших совместных занятиях. Только в  тесном  сотрудничестве  с  родителями возможно сделать адаптационный  период более легким.

20 комментариев:

  1. Скоро внученька отправиться в садик, вот теперь с нетерпением буду ждать, что интересного будет у нее. Как хочется, чтобы методы работы воспитателей были разнообразными

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. АНна Борисовна, как же быстро бежит время....Казалось, что недавно Вы были в ожидании чуда...и вот уже садик! Не верится....
      Считаю, что садик для ребенка должен быть праздником....Праздник возможен когда в группе до 20 детей. Оптимально до 15.... Где такое бывает?... Конечно, есть исключения, но в массовых садах около 30 детей... Какой тут праздник?

      Удалить
  2. Здравствуй, Алёна!
    У нас в этом году очень тяжело идет период адаптации. Все полетело кувырком из-за комплектования и переходом на новый учебный год в СГО.
    Во второй младшей группе в режимные моменты стоит ор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Вика! В этом году у меня много групп. Хочется охватить больших детей, но не всегда получается. Адаптация - самое трудное для меня время, я понимаю тебя...УДачи!

      Удалить
  3. Алена, очень интересно посмотреть, как проходит адаптация в детском саду, как работают коллеги, какие методы и приемы используют. Для себя отметила некоторые моменты, которые можно и в школе применить (песочек или манка, арттерапия). Жаль только, что у меня меньше возможностей для взаимодействия с детьми. Сейчас у них по 3 урока и родители забирают домой, а потом добавится 4 урок, кружки-секции. Поэтому я провожу групповые занятия по адаптации со всем классом, а хотелось бы, как у вас индивидуально или маленькой группочкой...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, и мне интересно читать работу коллег! Такой обмен оптом колоссально обогащает багаж знаний. Групповые занятий я провожу на прогулке и в группе раннего возраста,. Работа в группе не всегда бвает оправдана - цепная реакция на плачущего ребенка, и тогда трудно справляться. Считаю лучше изолировать одного во избежании ...

      Удалить
  4. Как же увлекательно, Алена! И детки раскрепощаются, благодаря таким техникам и методам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. КОнечно, раскрепощаются...Приятно видеть улыбки на лицах детей, а также лова родителей в благодарность... Мама одна сказала на прошлой неделе:
      "какая замечательная идея! Когда психолог встречает утром плачущего ребенка и работает с ним. Ни в одном саду такого не видела."
      Хочется, чтобы психологи к процессу адаптации относились очень серьезно. Считаю, что лучше я потрачу неделю на работу с ребенком, но потом он будет спокоен.

      Удалить
  5. Как мне нравится читать про вашу роботу)
    Все просто игры, друзья, но какую они важную роль играют в жизни и хорошем самочувствии

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. СОгласна, Алиса, все просто. Но как без игры , как без друга? Это все о детях 3-5 лет.
      На самом деле можно играть во что угодно - главное создат безопасную среду и быть рядом, участвовать, субъект-субъектные отношения, личностно-ориентированный подход и гуманистический взгляд на работу с детьми - все по ФГОСам....

      Удалить
  6. Как же важно присутствие психолога во время адаптации в д/с, воспитатели с ума сходят от количества детей! Спасибо Вам, Алена Валерьевна, за обзор увлекательных игр для деток!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила. согласна, психолог очень нужен. В нашем саду 12 групп - много. Период адаптации трудный, а когда один ребенок заплакал, то может цепная реакция получиться. Вот я и забираю плаксиков - нормализую эмоциональный фон и в группу. Как правило для взросленьких деток хватает сперва каждый день брать. потом через день, а потом как награда - 1-2 раза в неделю
      Очень важным в своей работе считаю работу с семьей - когда мама с ребенком видит что их дитя нужно в саду - тревожность мамы спадает, а, следовательно, и ребенок успокаивается.

      Удалить
  7. Спасибо за очень интересный пост. Нам очень повезло с детским садом. Особо адаптироваться не пришлось. Садик сразу ребёнку понравился. Разве что болели поначалу чуть чаще, чем обычно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ярослава.рада, что вам удалось подготовить ребенка к садику. Спасибо!

      Удалить
  8. Алёна, мне кажется, Вас детишки воспринимают как добрую фею с волшебным сундучком!
    Как все здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, даже взрослые интересуются, а что в сундучке?....СПасибо!

      Удалить
  9. А у нас какая адаптация! Психолога нет и воспитателей раннего возраста тоже нет.
    Алена, спасибо за веру в то, что "плаксики" кому-то так нужны)) В прошлом году мне перевели такого крикуна из другой группы (не справлялись), так мы с ним- лучшие друзья))
    Обожаю твои методы! Они действительно работают!

    ОтветитьУдалить
  10. А у нас какая адаптация! Психолога нет и воспитателей раннего возраста тоже нет.
    Алена, спасибо за веру в то, что "плаксики" кому-то так нужны)) В прошлом году мне перевели такого крикуна из другой группы (не справлялись), так мы с ним- лучшие друзья))
    Обожаю твои методы! Они действительно работают!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, адаптация - трудное время... Часто у малышей она весь год идет.. Кто-то заболел - вышел- заболел...и так все с начала...
      Детям нужно внимание, но когда детей 20-30.....трудно, но можно....

      Удалить
  11. Какие чудесные занятия! Мы тоже любим лепить угощения и играть в кота-рыболова).

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...