Здравствуйте, читатели блога!
Есть книги, которые должны прочитать все родители. Книга Вилена Гарбузова - известного психолога, психотерапевта, врача, специалиста по неврозам - одна из них. Приведу лишь некоторые цитаты, которые откликаются во мне, совпадают с моими убеждениями.
О раннем развитии ребенка
"Нередко полагают, что развитие детей необходимо ускорить. .... Такова, мол, тенденция века. Восторженно пишут о вундеркиндах, находке для журналиста, смущая родителей "обыкновенных" детей. Как правило, из "необыкновенных" детей ничего хорошего не получается. В лучшем случае они становятся обычными людьми, в худшем - их приводят на приём к психиатру. Однако вундеркинды - крайний случай. Я говорю о другом: об опасной тенденции чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучению чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, программированию, обучению на компьютере, игре со сложными электронными устройствами. При этом происходит ранняя и правомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб образному, творческому, правому полушарию. А с четырёх до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление, не оставляют места для живой и спонтанной детской игры. Детскую непосредственность, интерес к живой природе глушат абстрактным, отвлечённым, что ведёт к "шизоидной интоксикации", к заумности. Заодно гасится и искажается эмоциональность.
До пяти с половиной лет ребёнок должен
накопить эмоциональный опыт отношений, ориентироваться не в алфавите, числах
или схемах, а в себе, в людях, в реальной жизни и природе. Он должен
адаптироваться и ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире,
рисовать лес, а не корабли инопланетян"
Десять
самых общих тем для бесед с детьми, начиная с пятилетнего возраста:
1) Не
унывай при неудачах. Оптимист не только находит выход из любых бед, но и
непременно достигает удачи.
2)
Будь отважен, не бойся, если даже очень трудно, страшно и больно. Только
отважный способен себя защитить. Он уверен в себе, и эту уверенность чувствуют,
видят даже недруги. И даже недруги уважают отвагу и уверенность в своих
противниках.
3) Не
лги, и тебе будут доверять, ты будешь иметь друзей. Ребёнку при этом объясняют,
что не лгать - значит не совершать таких поступков, которые рождают ложь.
Постыдное, совершённое человеком, угрожает ему не только осуждением и
презрением со стороны других, но - и это ещё хуже - тем, что он останется
бременем на совести до конца жизни как комплекс.
4)
Думай! Думай, прежде чем начнёшь действовать, и ты избежишь ошибок...
<...> Думай и уже совершив поступок, оценивая его разумность и
эффективность своих действий, их результат. Только тогда ты накопишь бесценный
опыт, не повторишь ошибок, обостришь свой ум.
5)
Трудись! Другого пути к успеху нет.
6)
Научись смотреть на своё поведение как бы со стороны, глазами других.
7)
Оставайся всегда и во всём самим собой и иди своим путём, сохраняя свою
врождённую индивидуальность. Тогда ты будешь интересен другим, твоё имя будут
запоминать с первой встречи. В противном случае ты - человек без лица.
Оставаясь самим собой ты достигнешь желаемого тобой. В противном случае ты
придёшь к тому, чего желают другие, а не ты сам. И если ты с чем-то не
согласен, скажи об этом, скажи "нет!" навязываемому тебе. Иначе ты
станешь куклой в руках наглых и бессовестных людей.
8)
Избегай злых. Зло заразно.
9)
Слушай родителей, пока не накопишь свой личный опыт жизни. Советуясь с
родителями, ты избежишь многих бед, ибо никто на свете не желает тебе добра,
как они.
10)
Будь благодарен всем, сделавшим тебе добро. Неблагодарность - тяжкий грех и
тягчайшее проявление бессовестности.
Алена, спасибо за 10 заповедей беседы! Я тоже считаю, что эмоциональное развитие более важное в этом возрасте. Но и накладывать абсолютное табу на игру с буквами, цифрами, символами я бы тоже не стала. Я против крайностей. Все должен определять сам ребенок, именно он задает палитру интересов. А уж сделать это в контексте эмоционального развития - задача родителя, педагога.
ОтветитьУдалитьОльга, я за игу! Слова "учиться читать" для дошкольников - преступление. Нужно играть и получать эти умения. Это трудно, я только этому учусь. Проще дать букварь и показать буквы. -
УдалитьАлёна, очень интересно! Но я тоже согласна с комментарием Ольги выше - не должно быть никаких крайностей. И если ребенка вдруг интересуют буквы и цифры, не надо от него их прятать. Наша родительская задача - следовать за интересами ребенка, слегка направляя их в нужное русло. А темы для бесед да, очень правильные.
ОтветитьУдалитьАнастасия, конечно! Ведь букву или цифру можно изучать по-разному! Можно писать до изнеможения в прописях, а можно искать ОБРАЗ буквы в природе, можно превратить цифру в человечка, а можно вылепить из теста и скушать - так полезно, но когда я слышу, что мама говорит о 3-4 летнем малыше: пока не прочитает - спать (гулять, играть и т. д. ) не будет - страшно становится.
УдалитьПриведу еще цитату:
Сиротюк А.Л. в своей книге "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" пишет: "Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются". Автор утверждает, что при раннем обучении ребенка (до 5-ти летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального развития. Реакция на раннее развитие может быть отсроченной. В дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, заикании, нарушение речи, тиках и навязчивых движениях. Это происходит потому, что опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обучении чтению, письму, счету в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для восстановления. Другие известные психоневрологи А.И.Захаров, В.И.Гарбузов уже неоднократно писали в своих книгах, что недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенетическое развитие, которое характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности. Полностью согласна с ними и психолог - перинатолог Ж. В. Цареградская. Она так же считает, что в дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.
Вывод прост: до 5 лет заучивать с ребёнком обозначение цифр, чисел, дробей, запоминать таблицу умножения, тренировать в счёте, заучивать большое количество геометрических фигур вредно для ребёнка. Так как такой способ обучения входит в противоречие с естественным развитием головного мозга, а точнее перегружает неокрепшее левое полушарие и тормозит развитие правого. Дети, которые получают такое "однобокое обучение" могут прекрасно его усваивать (обычно это дети с преобладанием левополушарного типа развития), или упорно не воспринимать информацию (правополушарный тип развития). Первые считаются умными, но чаще выигрывают последние, так как не утрачивают, а сохраняют свой правополушарный потенциал.
Вы процитировали золотые слова, Алёна! Родителям всё чаще и чаще с каждым годом надо их повторять.
ОтветитьУдалитьОксана, да я и для себя их написала. Самой так трудно следовать этому. Ведь есть еще окружение: бабушки, которые так и твердят: заниматься нужно с ребенком! А как это лучше для ребенка мало кто задумывается.
УдалитьСпасибо за поддержку!
Странные бабушки....)))))) Обычно бабушки только накормить пытаются)))))))
УдалитьДа, во всем нужна золотая середина... Вот только как ее найти)
ОтветитьУдалитьБабушки, Юля, разные бывают. У нас два в одном: и покормить и поучить. Ваня сопротивляется со всех сил - пока сын побеждает.
УдалитьА середина - она всегда рядом - ее нужно почувствовать. У каждого своя. Я ее ищу...
Алена, я полностью солидарна с вашей точкой зрения. И даже имеется в наличии бабушка, которая не только накормить хочет. Проблема, обозначенная вами, ОЧЕНЬ актуальна. Как педагог-психолог сталкиваюсь с такими родителями, детьми регулярно. Как заезженная пластинка одно и то же им объясняю. Но все чаще признаюсь себе, что современные тенденции развития общества, амбиции родителей, страх родителей упустить, оказаться хуже других, ПОКА берут верх. Уверенна, что только ПОКА! Уже прослеживаются первые результаты бума ранних "развивалок" начала 2000-ных. Да еще и эти дети попали на реформы в образовании. Думаю, что уже скоро тенденции поменяются.
ОтветитьУдалитьАнна, спасибо! Мнение коллеги так важно!
УдалитьАлена, спасибо за заповеди!
ОтветитьУдалитьЕще раз подтвердилось, что я правильно веду линию консультирования :)
Алена, поздравляю Вас с победой в конкурсе "Дистанционная волна"!!! Достойный блог - достойная награда!!! Успех и удача пусть всегда шагают рядом с Вами!!!
ВИктория, спасибо за поздравление! Приятно, что мы с вами можем обмениваться опытом - на расстоянии!
УдалитьЧасто родители обеспокоены тем, что дети - о ужас! в 5 лет не читает и не хочет! Но как разумны дети, что сопротивляются этому. У них задачи важнее чтения!
Алена, присоединяюсь к поздравлениям о вашей победе. Ваш блог- просто находка и для родителей и для педагогов. И спасибо за цитаты из книги. Я всегда читая книгу воспринимаю ее сначала, как родитель, ну а потом осмысливаю ее, как специалист.
ОтветитьУдалитьНаталья, спасибо! Вот пока болела думала: зачем мне блог? Видимо, еще не время его бросать... Где я еще получу столько приятных слов?
УдалитьАлена,а я раза три - четыре в неделю захожу в свой блог, и обязательно к вам в гости. Уже даже заволновалась, почему же давно ничего не пишете?? ? А вы болеете. Здоровья вам крепкого. И блогу вашему процветания. Как же мы без него и без вас? Пишите для своего и нашего вдохновения!!!
ОтветитьУдалитьНаталья, спасибо! Очень трогает....Блог позволяет держать себя в тонусе, поддерживать тягу к познанию. Уже все в порядке.
УдалитьАлена, я рада, что все прошло:)
УдалитьДобрый вечер, Алена! Спасибо за статью. С постом Вашим согласна целиком и полностью. Все очень грамотно и полностью соответствует моим внутренним ощущениям в вопросе воспитания и развития детей.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Александровна! Ваше мнение действительно ценно. Спасибо Вам!
УдалитьАлена, с большим интересом прочитала и статью, и цитату Сиротюк А. Л. Как и Надежда Александровна согласна целиком и полностью. Своих детей до школы я не учила читать и писать, скорее не заставляла учить буквы и цифры (помню свой негативный опыт за год школы, когда меня заставляли учить буквы и не пускали гулять, "Букварь" потом долго ненавидела и он летал по комнате). Я шла от желания и интереса ребенка: есть желание заниматься - занимались, нет - значит не время еще.
ОтветитьУдалитьСо страхом родителей "мой ребенок хуже всех" тоже сталкивалась. Коллега в школе была в панике: "Мне в садике сказали, что все дети пишут свое имя, только мой не умеет". И начался для ребенка ежевечерний кошмар, а было ему 4,5 года. Вот не понимаю этой гонки: всему свое время.
Людмила, спасибо за ваш опыт! Я со своим старшим сыном прошла через все развивалки от Домана (зрительную память отлично развили!) до других...
УдалитьВажно не забывать. что дети должны играть....
И я согласна и с авторами статьи, и с Вашим Алена,мнением. Позиция: "чем мой ребенок хуже другого" наносит большой вред ребенку. Когда ему играть? Ведь нужно посетить кучу кружков в которые его записали родители. Вот и получается: читать умеем, а радоваться жизни - нет!
ОтветитьУдалитьНелли, как вы точно сказали РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ! Это умение самое ценное!
УдалитьАлена Валерьевна, спасибо за позицию автора книги, мнение коллег (с удовольствием прочитала),
ОтветитьУдалитьВаше мнение. А еще я Вас от всей души поздравляю с победой в конкурсе. Я искренне переживала, "держала кулачки", верила. Желаю Вам оставаться читаемой, Вашему блогу - отзывчивых и заинтересованных читателей.
Анна Борисовна, спасибо! Ваш блог вообще вне конкуренции! Поздравляю!
УдалитьАлена, рада снова видеть тебя и твои размышления! Точнее цитаты, которые ты поддерживаешь. Не болей больше, не пропадай. С победой в конкурсе! Заслуженно!
ОтветитьУдалитьСначала хотела написать то же, что и Оля с Настей, но прочла твои ответы и все стало на места))). По мне, так чем дольше игра и элементы игровой деятельности будут присутствовать в обучении - тем лучше. По личному опыту, даже взрослым интересно обучаться в игре, что уж говорить о детках, а интерес - двигатель обучения. А вообще детей нужно учить тому, чему в школе не учат, или учат но плохо))). Математика, чтение, письмо как раз относятся к тем предметам, которые в школе изучаются достаточно полно. А вот природа, окружающий мир, человеческие отношения, природа вещей, искусство, музыка - это те области, которые изучают обычно по верхам или просто до банальности скучно. Бывают чудесные преподаватели, но их не так много, как хотелось бы. И в силах родителей показать мир своим детям во всем его многообразии, не сужая до примитивных букв и счета. А дети, которым суждено быть вундеркиндами в любой области, все равно возьмут свое - и читать по газетам сами научатся в три года и вычисления старшей школы будут делать на куске обоев в пять лет))). И попросят обо всем сами, главное не отмахиваться.
Аня, еще раз повторюсь - ты УМНИЦА! Столько разумного в твоих занятиях с детьми, столько необычного, нового, просто чудесного! В такой форме хоть буквы, хоть цифры - все на пользу. Согласна с каждым твоим словом! Учусь у тебя!
УдалитьАлена, поздравляю с победой и выздоровлением! Я по Вам соскучилась:) Спасибо за заповеди, о них нельзя забывать! Согласна с мнением, что всему свое время, нужно следовать интересам ребенка (нет интереса - не готов).
ОтветитьУдалитьЛена, как приятно слышать такие слова....
Удалить