Зимняя
природа – удивительна! Однако,
мы не всегда
уделяем ее красоте внимание, не всегда
обращаем внимание ребенка на
изменения, происходящие в ней. Наблюдения за зимней природой вместе с ребенком учат малыша
думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь
между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают
эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для ребенка очень важно.
Сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого все равно недостаточно. Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с малышом не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность - пусть он размышляет в поисках ответов.
Итак, одеваемся потеплее, берем с собой фотоаппарат и
отправляемся встречать зиму!
1) Приметы зимы
Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах
зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Наверняка он скажет, что зимой бывает
снег. Верно, а почему? Потому, что зимой холодно. Ведь снег - это замерзшая
вода. Летом из тучки идет дождь, а зимой дождевые капельки замерзают и
становятся снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам
убедится, что он тает и превращается в воду. Наберите снег в детское ведерко и
принесите его домой, понаблюдайте, как он тает, а потом опять заморозьте в морозилке.
Гуляя на улице во время снегопада, рассмотрите с малышом крошечки-снежинки. Они
все разные и удивительно красивые. Но у всех снежинок есть одно общее свойство.
Какое? У всех снежинок по шесть лучей. (Сможет ли малыш догадаться?) Дома
сделайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Просто дух
захватывает, когда разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что же там получится?
Уместно будет поговорить с ребенком о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о снегоуборочной технике и ее помощи людям.
Уместно будет поговорить с ребенком о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о снегоуборочной технике и ее помощи людям.
2) В гости к деревьям
Самые заметные изменения происходят в живой природе,
особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они
выглядят весной, летом, осенью и зимой, ребенок сможет лучше осознать смену
времен года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома,
и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Вспомните
вместе с ребенком, что летом дерево было одето в зеленый наряд, осенью листья
начали желтеть и облетать, и к зиме деревце осталось совсем без листочков,
голым. Подумайте вместе с малышом, почему так происходит. Расскажите ему, что
из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего
солнышка дереву не достаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает.
И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под его тяжестью снега,
а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.
Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше.
Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше.
А что бы еще лучше запомнить, где какое дерево, а
заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: "Раз, два,
три, к березе беги!" А ребенок быстро выполняет команду. Так можно бегать
и к дубу, и к рябине, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом
будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет кроха…
3) Лесные кладовые
3) Лесные кладовые
К зиме готовятся не только люди и деревья. Животные и
птицы тоже ждут холодов и делают на зиму запасы. Пусть малыш подумает, кто же
из лесных жителей осенью запасает для себя еду. Конечно, это белка. Кладовых у
нее множество. Она собирает орехи, желуди, прячет их в дупла, под корни
деревьев и в мох. Но и грибы сушит, как запасливая хозяйка. Найдет гриб,
затащит на дерево и прикрепит в развилке веток. Зимой белка много спит в теплом
дупле. А в солнечные деньки спускается с дерева, чтобы отыскать свои запасы.
4) Летом серый, а зимой?
Наверняка ребенок знаком с загадкой про зайчика и
знает, что на зиму он меняет свою серую шубку на белую. А сможет ли он
ответить, почему так происходит? Верно, чтобы стать незаметным на белом снегу.
Вот как рассказывал об этом заяц-беляк в сказке В. Бианки "Синичкин
календарь": "Пурга все следы замела и меня занесла - вот волки рядом
пробежали, а меня не нашли". Но снег не всегда помогает зайке прятаться.
Бывает, что и мешает. На рыхлом снегу остаются четкие заячьи следы, по ним лиса
его в два счета найдет. Да и бегать по такому снегу тяжело. А вот плотный снег
- другое дело. И бегать легко, и никаких следов.
Расскажите ребенку, что не только зайчик обновляет на зиму "гардероб". Многие животные и птицы тоже надевают зимние шубки. Например, горностай и ласка. У лисиц и белок шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны.
Расскажите ребенку, что не только зайчик обновляет на зиму "гардероб". Многие животные и птицы тоже надевают зимние шубки. Например, горностай и ласка. У лисиц и белок шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны.
5) Зимние сони
Ну, а кто самый известный зимний соня? Конечно,
медведь. Поздней осенью забирается он в берлогу и там дремлет до весны. Все это
время медведь ничего не ест. Он нагуливает ("наедает") жир летом и
осенью, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается еще и
выкормить новорожденных медвежат.
Но не только медведи зимой впадают в спячку.
Предложите ребенку вспомнить лесных жителей и подумать, кто из них тоже
отправляется спать в зимние квартиры. Это ежи, еноты, барсуки, летучие мыши.
Ежик с осени готовит себе зимнюю нору, выстилает ее травой, сухими листьями и
мхом. А потом спит там до весны, удобно свернувшись клубочком. Еноты и барсуки
тоже зимуют в норах, а летучие мыши - в дуплах деревьев, в пещерах или на
чердаках.
Предложите малышу подумать, почему многие животные
зимой спят. Во-первых, они боятся зимних морозов - не каждый зверек может в
теплую шубку переодеться, а в берлогах и подземных норках им тепло и уютно. Но
есть и вторая причина, более важная. Ежик любит полакомиться насекомыми, а
зимой их не достать. Мишка, хоть и кажется большим и грозным, питается, в
основном, растениями и ягодами. А какие зимой растения? И если зимой нельзя
добыть себе корм, лучше переждать трудные времена в состоянии спячки. А волки,
лисы, зайцы и зимой себе пропитание отыщут. Вот и бегают всю зиму по лесу.
Пусть ребенок подумает, чем питаются эти животные зимой.
6) Кто улетел, а кто остался?
Наверное, малыш уже знает, что многие птицы с приходом
осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить.
Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать с нами? Не спешите
отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать, помогите
наводящими вопросами. Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река
для них - и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они
замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом. А что
летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой
насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой
многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и
сытных.
Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и
галки, сойки и дятлы? Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание:
семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А
если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые
обязательно найдутся поблизости от жилья. Поговорите с ребенком о тех птицах,
которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними
понаблюдать. Прежде всего это вездесущие воробьи. Воробьиные стайки можно
увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. Разучите стишок:
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
(В. Левин)
Бойкие синички - тоже нередкие гости. Питаются они, в
основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре.
Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых.
Понаблюдайте с крохой за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых
едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы.
7) Лесная прогулка
7) Лесная прогулка
Куда же подевались все летающие, бегающие, прыгающие
насекомые, которых летом здесь было великое множество? Пусть ребенок сам
попробует ответить на этот вопрос. А потом предложите ему отыскать заснувших на
зиму насекомых. Если вы заметите старый трухлявый пень, отверните кусок его
коры. Кого только не встретишь там: всевозможные жуки, гусеницы, бабочки, мухи.
Они не двигаются и как бы оцепенели от холода. Если взять одно насекомое,
посадить на варежку малыша и отогреть теплым дыханием, оно сразу оживет и
зашевелится. Так и весной: пригреет солнышко - и все бабочки и мошки выползут
из своих зимних убежищ.
Любой ребенок знает, что пластмассовая лопата на длинной ручке - невероятно нужная и полезная вещь, если на улице лежит снег. И если к моменту лесной прогулки снег уже выпал, интересно будет посмотреть, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгре6ите старые опавшие листья и - о чудо! Оказывается, под снегом зеленеет самая настоящая живая травка. Наверняка малышу будет интересно узнать, почему она не замерзает. Расскажите маленькому почемучке, что снег - это теплое одеяло для растений. Под толстым слоем снега многие растения замечательно себя чувствуют до самой весны.
Любой ребенок знает, что пластмассовая лопата на длинной ручке - невероятно нужная и полезная вещь, если на улице лежит снег. И если к моменту лесной прогулки снег уже выпал, интересно будет посмотреть, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгре6ите старые опавшие листья и - о чудо! Оказывается, под снегом зеленеет самая настоящая живая травка. Наверняка малышу будет интересно узнать, почему она не замерзает. Расскажите маленькому почемучке, что снег - это теплое одеяло для растений. Под толстым слоем снега многие растения замечательно себя чувствуют до самой весны.
Прогуляться можно и к водоему, увидеть там своими
глазами, что реки и озера на зиму замерзают. Расскажите ребенку о том, как
зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Многие водоросли, насекомые,
мелкие рачки вмерзают в лед, но не погибают. Весной они отогреются и оживут. А
рыбы зимой опускаются на самое дно. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна,
остается небольшая прослойка не замерзшей воды. Чем сильнее мороз, тем меньше
эта прослойка. Но рыбам все равно хватает.
По материалам сайта:
По материалам сайта:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!