воскресенье, 18 ноября 2012 г.

Игра и гигиена душевной жизни



       

Душевное здоровье - важнейшее условие здоровья телесного. Е. Аркип

Много сил тратят мамы, стараясь обеспечить детям полноценное питание, теплую и удобную одежду, неустанно следят за чистотой помещения, достаточным пребыванием на свежем воздухе. Но бывает так, что за этими повседневными и многотрудными заботами забывается еще одно важнейшее условие полноценного воспитания. Речь идет о знании и выполнении правил гигиены душевной жизни, или иначе - о психогигиене детей. К сожалению, многие родители, заботясь о своевременности прививок и необходимом количестве витаминов, не оценивают в достаточной степени влияние душевного (психического) состояния ребенка на его физическое здоровье. Для жизнеспособности человеческого организма велико значение психического фактора.
Современная медицина совершенно определенно утверждает, что такие встречающиеся у детей недомогания, как головные боли, слабость, отсутствие аппетита, капризность, часто возникают на почве нездорового душевного состояния, различных неблагоприятных переживаний. Бывает и так, что недооценка крайней хрупкости, изменчивости и податливости детской психики приводит к тому, что родители, сами того не ведая, оказывают вредное воздействие на нервную систему ребенка, ослабляя тем самым его здоровье в целом. Все это очень и очень серьезные вопросы, над разрешением которых много думают и врачи, и педагоги, и психологи. Остановимся лишь на тех моментах организации здоровой душевной жизни ребенка, в которых может стать полезной детская игра.
Нет сомнения в том, что первые и самые значимые люди в жизни ребенка родители. Их влияние не только самое сильное и всеобъемлющее, но и самое длительное. Стиль воспитания в семье накладывает неизгладимый отпечаток на личность, на всю последующую жизнь человека. Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в обобщенной форме может быть сформулирован как сочетание теплого эмоционального отношения к детям (моральная поддержка, преобладание поощрительных воздействий над запретами и наказаниями) с четко определенными правилами поведения, в пределах которых детям предоставляется достаточный простор для личной инициативы. Однако сформулировать эти общие требования, конечно же, значительно проще, чем, несмотря на трудности на работе, огорчения и житейские неурядицы, неустанно следовать им. Приведем некоторые примеры повседневного использования игры, которые могут облегчить ваши отношения с ребенком, избавят вас от необходимости наказания и долгих, но малопродуктивных «проработок».
Бывает так, что нам необходимо быстро одеть ребенка, покормить или заставить что-то сделать. Не переутомляйте детей волнением и спешкой. Видя ваше беспокойство, ребенок может и сам заволноваться, а это скорее вызовет слезы, упрямство, непослушание. Гораздо проще, по возможности весело и непринужденно, обыграть Действие. «Смотри, дочка, а сейчас твой мишка пойдет мыть руки. Ой, а он же еще не умеет. Давай-ка научим его!»
Часто ребенок капризничает, не хочет идти в детский сад. И здесь помогает игра. Можно очень быстро добраться до детского сада таким способом. Я в черной шубе - черная лошадка, а сын в беленькой шубке - белая лошадка. Кто первый доскачет до детского сада? И вот наперегонки, обгоняя друг друга, мы скачем в детский сад. Настроение бодрое, а там нас ждут друзья.
А на следующий день нам помогает другая игра. Кто первый наступит на тень от ближайшего дерева. Я! А теперь я!
Не жалейте слов на похвалу ребенка. Обычно мы хвалим детей за то, что они выполняют свои элементарные домашние обязанности, убирают игрушки. Это неплохо. Но важнее - похвалить ребенка, если он сам придумал что-то новое, организовал увлекательную игру для младших, создал богатую воображаемую ситуацию, собрал сложный узор из мозаики, построил модель из конструктора. Вообще всякое игровое действие, в котором ребенок сделал то, что еще вчера было ему недоступно, не должно оставаться незамеченным. Все это обязательно надо поощрять... К наказаниям следует относиться особенно внимательно. Не стоит наказывать детей, если их непослушание и капризы вызваны какими-то понятными причинами. Часто мы не учитываем повышенной возбудимости нервной системы детей и сами переутомляем их впечатлениями и событиями.
Если ребенок забывает убирать игрушки на место, можно попробовать обыграть исчезновение некоторых игрушек. В одной семье практиковалась игра в магазин игрушек. Те предметы, которые уже надоели детям и не использовались в играх, под всякими занятными поводами исчезали. Буратино уходил в путешествие, паровоз поступал в ремонт, куклы навещали своих приятельниц. А сколько радостей приносили встречи со старыми игрушками, ведь вспоминались и былые радости игры с ними! Не жалейте сил на то, чтобы доставлять радость ребенку, участвуя в его играх и фантазиях. «Ночью мы с мамой рассадили в столовой на тахте всех Машиных кукол. Машка вошла в столовую и буквально остолбенела. По словам мамы, минуту стояла в дверях и, наконец, выговорила: «Мама, ты Знаешь!.. У Катарины сегодня день рождения. К ней все дети в гости пришли!..» А минут через пять спросила: - Мамочка, это они сами или это ты их так посадила?»
Можно разыгрывать конфликтные ситуации, возникающих между детьми и родителями. Такое разыгрывание с успехом может быть применено в любом возрасте, надо только изменять стиль и форму игры в зависимости от возраста ребенка. С малышами разыгрывание ситуаций должно носить характер сюжетной, иногда сказочной игры. Например, выбираются роли плаксивого ежика, капризного мишки, упрямого слоненка. Придумывается несложный сюжет, в котором воспроизводятся близкие к реальным ситуации неправильного поведения малышей. Взрослый берет на себя роли персонажей с положительными чертами поведения, так вы дадите ребенку образец способа действий. Затем попробуйте поменяться ролями и вызвать эмоциональное отношение неодобрения у ребенка по отношению к шалунам, плаксам и упрямцам. Заканчивая игру, выразите уверенность, что ваш малыш совсем не похож на капризулю или грубияна. Дети внушаемы, поэтому не пренебрегайте вовремя и веско сказанным словом. Бывает достаточно, если ребенок не на шутку расшалился, неожиданно и тоном, не вызывающим возражений, но без крика приказать удалиться «капризе» или прогнать «мальчишку-шалунишку». При умелом применении этот метод действует безотказно. Только нельзя ни в коем случае запугивать детей, вызывать страх перед непонятными игровыми персонажами. В более старшем возрасте используйте ролевые игры во взрослых. Фиксируйте внимание детей на правилах поведения, которые заключены в игровых ролях. Ну а со старшими дошкольниками, школьниками и подростками - играйте в самих себя! Разыгрывание конфликтных ситуаций всегда полезнее, чем нагнетание недовольства, недоброжелательности в семье. Семейная игра может стать надежным защитником мира и спокойствия в вашем доме. Правила такой игры просты. Изобразите роль сына (или дочери), а его попросите быть родителем. Покажите вашу точку зрения по поводу того или иного события не на языке оценок «хорошо» - «плохо», а путем совместного обсуждения причин и последствий поступков. Попробуйте не навязывать подросткам готовые схемы поведения, а пытайтесь вместе с ними искать и находить самые удачные способы решения жизненных проблем.
Заканчивая разговор об игре как одном из методов гигиены душевной жизни, повторим кратко главные требования здорового психологического климата семьи, поддержанию которого способствует игровая деятельность.
Во-первых, это чувство жизнерадостности и бодрости, которое должно стать постоянным спутником жизни вашего малыша. Представьте, специальные эксперименты показали, что невосприимчивость к инфекционным заболеваниям выше у жизнерадостных детей. Атмосфера юмора, шуток, веселья и обязательно игры помогает и взрослым, и детям успешнее преодолевать трудности и невзгоды, с которыми всем нам приходится сталкиваться в жизни.
Во-вторых, удовлетворение потребности ребенка в любви, ласке и внимании. Не всегда потребности эти удовлетворяются сполна, но чаще с некоторым преувеличением внешнего выражения по сравнению с интенсивностью истинной, разумной заботы и любви. Не забывайте об игре. Занятия и игры вашего ребенка во всех своих формах и проявлениях требуют большого внимания, такта, терпимости. Относитесь с нежностью и теплотой к любой выдумке вашего ребенка, ни в коем случае не будьте равнодушными к образам детской фантазии.
В-третьих, для здорового психологического климата у ребенка должно быть ощущение полноты жизни, его день должен быть заполнен увлекательной деятельностью. Полноценное развитие детской игры в любом возрасте - залог психического здоровья малыша!
Существует множество игр, есть на свете самые разные игрушки, но каждому ребенку важен наполненный любовью взгляд взрослого, тепло и нежность материнских рук. Пусть для всех нас, родителей, станут близкими слова Януша Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а выпрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновенных минут». Пусть совместная игра с вашим ребенком умножит эти минуты.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1.-- ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с. - (Психология - XX век).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...