пятница, 18 мая 2012 г.

Рекомендации по повышению уровня готовности к школе


 
Не за горами долгожданный период в жизни каждого ребенка - начало новой "взрослой" жизни - обучение  в школе. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении ребенок  проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

· Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
· Обучение требует систематичности: 10–15 минут каждый день дадут больший результат, чем час–два в выходные дни.
· Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
· Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
· Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?»,  «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города и др.).
· Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения знаний и развития.
· Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
· Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6–7 лет своей жизни.
· Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
· Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей. А союзницей вашей будет природа.
· Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия. Если Вы также организуете ребёнку разнообразные игры, рисование, лепку, конструирование, прослушивание рассказов и пересказ, проигрывание сказок, пение – всё это будет прекрасной подготовкой к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы. Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он не понимает, поставьте задачу, решая которую ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого – не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего это ошибки взрослого, неправильное объяснение материала.
· Помните, ребёнок 5–6 лет не может работать долго, 15–20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься.
· Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие, либо дайте ему отдохнуть.
· Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.
· Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
· Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
· Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
· Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
· Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, т. к. неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.
· Следует увеличить количество даваемых ребёнку пропедевтических, т. е. вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
· Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
· Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.
· Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.
· Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

3 комментария:

  1. Ирина Петрова2 июля 2013 г., 0:32

    Алёна! Прекрасный материал. Я провожу коррекционно-развивающие занятия по психологической готовности к школе. Любой успех ребёнка-это радость и победа, но как обидно, когда я "бьюсь", а родители ничего не меняют в своих взаимоотношениях к ребёнку. Вообще, удивительно, что родители не хотят прислушатся к мнению специалиста и помочь своему ребёнку. Но даже одна победа из 10 стоит того!А в Вашей работе родители помогают?

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина Петрова2 июля 2013 г., 0:37

    Алёна! Прекрасный материал. Я провожу коррекционно-развивающие занятия по психологической готовности к школе. Любой успех ребёнка-это радость и победа, но как обидно, когда я "бьюсь", а родители ничего не меняют в своих взаимоотношениях к ребёнку. Вообще, удивительно, что родители не хотят прислушатся к мнению специалиста и помочь своему ребёнку. Но даже одна победа из 10 стоит того!А в Вашей работе родители помогают?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, да помогают, но не все к сожалению. Я готовлю к школе в большей степени в интеллектуальной сфере - тут да помогают и почти все которым я говорю о необходимости этого. Для этого по итогам диагностики по методике Ясюковой я каждому ребенку составляю каталог игр и даю его родителям. Так вместе: педагог, я , родитель мы работаем и результат высокий в большинстве случаев. По личностной готовности сложнее - здесь ведь приходится родителям работать над собой, а это не всем хочется...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...