Не за горами долгожданный период в жизни каждого ребенка - начало новой "взрослой" жизни - обучение в школе. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении
ребенок проявляет в том случае, если
взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не
контролёром и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети
начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться
следующие правила:
· Дошкольник учится в игре,
где активно и равноправно участвуют родители.
· Обучение требует систематичности:
10–15 минут каждый день дадут больший результат, чем час–два в выходные дни.
· Необходимо учитывать
принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему,
что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда
предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то
вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен,
добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
· Не забывайте оценивать
успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы
ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
· Старайтесь не создавать у
ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни,
поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне
(«Чего не стало?», «Что
изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе
(«Слова-города и др.).
· Дети эмоционально
отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя
чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу не
играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным
и для него, и для Вас. В этом случае создаётся положительная атмосфера для
усвоения знаний и развития.
· Не опережающее изучение
программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием
умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье
атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
· Можно смело сказать:
первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний,
который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6–7 лет своей
жизни.
· Каждому первокласснику
необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов
семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и
формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность,
рождается радость познания.
· Развивайте
наблюдательность. Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами
окружающей действительности, служат основой формирования представлений и
понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения
и отчёта о наблюдениях развивается речь детей. А союзницей вашей будет природа.
· Подготовку к школе нужно
организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия. Если Вы также
организуете ребёнку разнообразные игры, рисование, лепку, конструирование,
прослушивание рассказов и пересказ, проигрывание сказок, пение – всё это будет
прекрасной подготовкой к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по
книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь,
побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы. Никогда не ругайте ребёнка во
время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он не понимает, поставьте
задачу, решая которую ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для
взрослого – не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания,
выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает
что-то, чаще всего это ошибки взрослого, неправильное объяснение материала.
· Помните, ребёнок 5–6 лет не
может работать долго, 15–20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься.
· Играя с ребёнком, выполняя
упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально
разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие,
либо дайте ему отдохнуть.
· Проявляйте положительный
интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он
узнал, что ему понравилось.
· Важно привить ребёнку веру
в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а
только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск
решения.
· Стимулируйте интерес
ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его
рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
· Организовывайте
коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
· Не старайтесь
«натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так,
чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала,
а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
· Для развития крупных
движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные
упражнения, но не соревнования, т. к. неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить
его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч,
волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.
· Следует увеличить
количество даваемых ребёнку пропедевтических, т. е. вводных систематизированных
знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков,
работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и
безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
· Чтобы ребёнок легко
усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить
образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при
рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
· Для развития руки полезны
такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование,
пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны
быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.
· Для развития навыков
общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.
· Для развития инициативы у
ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя,
врача).
Алёна! Прекрасный материал. Я провожу коррекционно-развивающие занятия по психологической готовности к школе. Любой успех ребёнка-это радость и победа, но как обидно, когда я "бьюсь", а родители ничего не меняют в своих взаимоотношениях к ребёнку. Вообще, удивительно, что родители не хотят прислушатся к мнению специалиста и помочь своему ребёнку. Но даже одна победа из 10 стоит того!А в Вашей работе родители помогают?
ОтветитьУдалитьАлёна! Прекрасный материал. Я провожу коррекционно-развивающие занятия по психологической готовности к школе. Любой успех ребёнка-это радость и победа, но как обидно, когда я "бьюсь", а родители ничего не меняют в своих взаимоотношениях к ребёнку. Вообще, удивительно, что родители не хотят прислушатся к мнению специалиста и помочь своему ребёнку. Но даже одна победа из 10 стоит того!А в Вашей работе родители помогают?
ОтветитьУдалитьИрина, да помогают, но не все к сожалению. Я готовлю к школе в большей степени в интеллектуальной сфере - тут да помогают и почти все которым я говорю о необходимости этого. Для этого по итогам диагностики по методике Ясюковой я каждому ребенку составляю каталог игр и даю его родителям. Так вместе: педагог, я , родитель мы работаем и результат высокий в большинстве случаев. По личностной готовности сложнее - здесь ведь приходится родителям работать над собой, а это не всем хочется...
Удалить