Благодаря моей коллеге психологу Елене Ладан я узнала об интересной игре - "Приметы осени". Елена дает ссылку на сайт, с которого можно скачать карточки - всего два листа. Игра простая и вариантов ее много: можно купить в магазине, а можно и самим сделать. Данная игра является отличным дополнением к реализации темы недели "Краски осени"
Когда я провожу занятия на развитие познавательной сферы, то для меня важно не только развить память, мышление, речь, но самое главное - это сформировать познавательную активность - одну из составляющих готовности ребенка к обучению в школе. Помочь ребенку научиться добывать знания.
Сегодня я апробировала эту игру на детях старшей и подготовительной к школе групп и в каждом случае она имела успех. Мне хочется поделиться тем, как можно "выжать" многое из простой игры. В принципе, данный подход можно использовать при использовании любых подобных игр.
Фото занятия нет, поэтому все на словах - в форме диалога.
-Ребята, а какое время года сейчас?
-Осень!
-Точно! А как узнали?
-Листья желтые...
Я достаю карточку с желтым листочком....
-Какое это дерево? (это кленовый лист)...
В одной из групп никто не назвал.
Первое задание: спросить дома родителей о том, у какого дерева лист похож на ладонь человека (проверяем так или это). Причем каждый из детей мой вопрос повторяет - чтобы уж наверняка...
Далее играем в игру "Я знаю пять названий деревьев".
Я загибаю пальцы на руке - дети повторяют названия деревьев. Причем, часто такие деревья как яблоня и груша дети не называют. И редко кто из детей называет все пять.
-А еще как мы узнаем, что осень наступила?
- Деревья желтые, листья опадают.
Достаю карточку с желтым деревом.
-Дождик идет!
Карточка с тучей...
-Ребята, но ведь летом тоже дождик идет. Чем отличается дождик летом и осенью?
Дети размышляют, высказывают свое видение, свои мысли....
-А когда дождь идет что человек делает?
Тут вариантов много - все из личного опыта: кто-то по лужам ходит, а мама ругает, кто-то дома сидит, а кто-то не знает что сказать....
-Что нужно взять с собой на улицу?
-Зонт.
Картинка с зонтом.
-А если зонта нет?
Варианты ответов - принимаются все!
-Ребята, а что еще происходит осенью?
Такими вопросами я подвожу детей к тому, что осень собирают урожай овощей.
- Как думаете, а на деревьях в городе что можно увидеть, какие плоды?
Чаще всего дети говорят: ягоды. Тут мы рассуждаем: когда вишня, малина и другие ягоды созревают...
На участке нашего детского сада растет рябина и мне хотелось, чтобы дети про нее вспомнили.
-Скажите, а какое дерево с красными ягодами или оранжевыми растет на нашем участке?
Только несколько детей в старшей группе ответили (точнее одна девочка).
А в от и второе задание: во время прогулки найти это загадочное дерево и потом мне рассказать о нем.
Готовые ответы я почти не даю.
,
-Ребята, на одном из деревьев созревают плоды, которые любят кабаны и белочки. Что это за дерево?
(Это дуб)....
Показываю карточки с желудем и каштаном. Часто желудь дети называют просто орехом. Одна девочка нашла каштан в группе! Он был пришит на дорожку здоровья....
-Ребята, а что в лесу осенью есть?
-Грибы!
-Точно!
Карточка с грибом.
Игра "Я знаю пять названий грибов..."
Быстро загибаю пальцы на руке - дети называют...
Выяснилось, что есть не только съедобные и ядовитые, но и поделочные грибы - гриб чага. Из него делают поделки.
Постепенно перед глазами детей выстраивается визуальный ряд.
И тут самая любимая игра всех детей (одна из двух) на этом занятии...
"Чего не стало?"
Я убираю по две картинки, потом все и дети вспоминают чего не стало. Причем не просто называют, а говорят, например, нет желтого дерева с качелями; нет кленового листа желтого цвета; нет тучки с пятью каплями. Конечно, это я спрашиваю - конкретизирую, а дети вспоминают, потом проверяют себя. Например, сколько капель на тучке: целый комплекс ответов, а правильный ответ только один - и сколько радости было у Ани, кода она угадала.
Потом играем в "Мемори" (ведь каждой картинки по две). Игра известная и любимая всеми детьми. Игра не только память развивает, но и коммуникативные навыки - ведь открываем по очереди по две картинки, а детей в подгруппах по 4 человека.
В конце я спрашиваю: что больше всего понравилось?
-Мемори! - ответили все дети двух групп.
Спасибо, Алена, за ссылочку! Рисунки на карточках осенние-осенние.
ОтветитьУдалитьВаши игры с карточками - интересные, развивающие, а беседы расширяют представления детей об окружающем мире. Хорошая подсказка для родителей.
Спасибо, Ольга за теплые слова!
УдалитьПопытаюсь сделать аналогичные карточки на другие темы. В этом году в нашей ДОО одной из задач - познавательное развитие , а деятельность психолога подчиняется задачам ДОО - вот и нужно много игр для решения этой задачи.
Добрый вечер, Алена Валерьевна! Спасибо и за ссылку на карточки, и за разнообразные варианты игры! Для первоклассников тоже можно использовать игру в группах!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, здравствуйте! Игра и для Ваших деток подойдет. Очень рада, что материал пригодится.
УдалитьАлена,ну как всегда поразительно, так много вариаций! Я нам с малой тоже взяла эту игру на заметку:) с вашими вариантами это будет то еще приключение:)
ОтветитьУдалитьОля, а Вы правильно отметили - наши игры - это приключения в окружающий мир. В пост все ведь не поместишь - все то, то дети говорят, а это так интересно... Спасибо!
УдалитьДети вообще любят играть... Какое счастье, что сейчас в детских садах дети будут играть, а не заниматься муштровкой- подготовкой к школе... Подготовка через игру! Алёна, спасибо за профессионализм!
ОтветитьУдалитьОЙ, Жанна, в детских садах может и не будут, но родители считают, что ребенка нужно готовить - писать в тетрадях много-много, и еще кучу всего чисто из школьной жизни. ДВа года минимум готовят к школе, а когда ребенок приходит в школу, то запаса знаний хватает на первое полугодие, а за это время ребенок может не войти в русло добывания новых знаний.....
УдалитьИногда меня поражает узость кругозора детей - не знают того, что растет под боком. А ведь для этого нужно просто говорить с ребенком, например, когда в садик ведем.
Алена, спасибо большое за подробный пост. Я хоть и не работаю в детском саду, но со своими детьми дома по Вашему варианту поиграю.
ОтветитьУдалитьОльга, пожалуйста! РАда, что заглянули!
УдалитьАлёна, хорошие игры. А в "мемори" можно и взрослым поиграть :)
ОтветитьУдалитьНАталья, а я и играю с детьми - очень нравится! Дети выигрывают у меня только...
УдалитьАлена Валерьевна, добрый день. "Мемори" стала уже давно излюбленной игрой представителей любого поколения, уверена ребятишкам тоже очень понравится. А вот осень у нас еще не такая))) Все кругом зелено.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна! Осень у нас золотая стоит....Краснодар - далеко - как из другого мира: море. солнце....
УдалитьМемори и правда - отличная игра на все времена!
Алена, как здорово, что Вы на занятиях разговариваете с детьми, задаете им вопросы. От многих родителей приходится слышать: "Да некогда мне с ним разговаривать, у меня столько дел". А потом педагоги чуть не плачут, когда дети двух слов связать не могут.
ОтветитьУдалитьА занятие у Вас, как всегда, интересное, карточки красивые, яркие. Играть с такими одно удовольствие. Надо будет для первоклашек сделать.
Людмила, страшнее то, что некоторым детям до 3 лет дают планшеты и они вообще говорить не хотят.
УдалитьСпасибо за теплые слова. А играть с красивым карточками и правда приятно -яркие, заламинированные - работай и получай удовольствие.
Алёна, спасибо за новые оттенки этой замечательной игры!
ОтветитьУдалитьЕлена, Вам спасибо за новые игры в моей копилке!
УдалитьОчень интересный материал. А по какой ссылке можно скачать игры?
ОтветитьУдалитьОльга, здравствуйте! Вот ссылка http://grow-clever.com/2012/10/kartochki-priznaki-oseni/
Удалитьkırşehir
ОтветитьУдалитьkarabük
adıyaman
niğde
ordu
8BE3SM