пятница, 28 июня 2013 г.

Домино: играем дома


Здравствуйте, читатели  моего блога! Сегодня  я хочу  поделиться  опытом  использования  домино с  моим  сыном (3,8 г.). Создавая блог, я  не хотела использовать  своего сына   в  качестве  примера, иллюстрирующего мой профессиональный  опыт, но  сегодня  я  отступлю от  правила, а  поводом для  этого послужила дискуссия, которая  возникла  на  одних из самых интереснейших блогах (на мой  взгляд)  - блогах БОЛЬШИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ: Натальи Чистоклетовой  и Ольги (сайт Клуб любителей английского языка), связанная  с использованием  игры в  работе  с  детьми. Более  подробно  можно  прочитать  на  указанных ссылках. Я  хочу описать  как  я  использовала  домино со  своим  ребенком. Я  соглашусь, что, работа  с "чужими" детьми в  центре, детском  саду отличается  от работы  дома  со  своим  ребенком. Несмотря  на  то, что и  в  центре, и  дома  у  меня  индивидуальная  работа  (в  большинстве  своем).  Итак, все  по  порядку....
Познакомившись  с работой  Натальи, с ее  находками, нетрадиционными  методами использования и кубиков, и резинок  для  волос, и  домино, я поняла, что  ТОЖЕ  ХОЧУ  ТАК  РАБОТАТЬ! Раньше  я  не  использовала  в  своей  работе такие  методы.  Меня  поразило   и эстетичность используемых Натальей  материалов, которые  в  большинстве  своем  она  делает  САМА!!!!  Многие пособия выглядят  как  "конфетки" и такими  пособиями  дети  не  могут не  захотеть играть! И  вот  у  меня  есть ЛАМИНАТОР! Есть ДОМИНО (как у  Натальи!). Хочу  сказать несколько слов  именно об этом  домино (этой  фирмы). Когда  я  увидела  его  в  магазине, то меня  остановила  его цена (450 рублей), но спасибо  мужу - уговорил, сказав, что оно  классное и  мне  будет  служить очень долго,   а  если  покупать, то  самое  лучшее...О  качестве товара во  многом  говорит его  упаковка: домино было  упаковано очень  тщательно! Но    какое  оно  на  ощупь! Сказочное, и  оно имеет свой  "голос":  если  постучать костяшками друг о друга, то  оно   звенит! Что  за  материал?  Не  знаю... В  общем  я  не  пожалела  о потраченной сумме!
Итак, ламинатор есть, домино есть,  есть  даже  карточки для  игры (спасибо,  Наталья) - пока  распечатанные  на  черно-белом  принтере и  не  заламинированные: это будем  делать вместе с  сыном  и  папой! Иван (мой  сын) гостил  на  даче и сегодня, забирая  его,  мы "ввели  в  тему":  "у  нас  дома  появились  ВОЛШЕБНЫЕ  вещи!!!!" - приедем  увидим! И  вот мы  дома! Иван сразу  нашел это чудо  техники! Началась работа: карточки  закрасили  восковыми мелками (работали  вдвоем  с  сыном - поэтому  некоторые  из них  уникальны  по  внешнему  виду), заламинировали и...началось  сказочное  путешествие в  страну Героев (у  моего сына сейчас  тема  героя  ведущая:  все  геройское: еда, мечи, одежда...). краткий  алгоритм  работы ( за  основу  был  взят вариант игры http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/06/blog-post_25.html :
1) Ваня, ты  как думаешь для  чего героям  внимательные  глазки? Тут Ваня сказал, что, видимо, для  того, чтобы увидеть быстро врага: как  у  орла, заметил Иван. А  ты  хочешь, чтобы  у  тебя  были такие глазки? Конечно, хотел! Так  вот, в  этой  волшебной  коробочке  лежит    что-то, что поможет  тебе  сделать твои  глазки  самыми внимательными! Откроем? Ваня  открывает коробочку, изучает  домино, стучит, трогает  и  т.д. 


2) А  теперь давай  возьмем те  карты  для  героев, которые  мы раскрашивали  и  ламинировали и  попробуем  найти среди всех доминошек такие  как  на  них. Тут  я  совершила  ошибку  - выложила все  доминошки! Иван  отмечал только  одну  составляющую  домино! Поэтому  к  нам  прилетел  ураган  и  унес  все  домино!   Домино  надо  выручать и  поселять в  домики! И  тут  нам  на  помощь  пришла  геройская  машина - она  привозила  доминошку  (одну  из указанных на  карточке) и  для  нее  надо найти домик: соотнеси  количество точек  на  домино  и  на  карточке и  заселить.




3) Когда все  доминошки на  карточке были собраны, то Ваня  предложил сделать  для  них новый  дом, чтобы  ураган  больше  не уносил и  выбрал для  этого  сундучок. 




 4) Далее  Иван играл  так, как  хотел:  строил  из домино робота, дракона, побеждал его  и  т.д.

К  вопросу  о   том,  что это:  занятие с  игровыми  приемами  или  просто игра я  скажу  так: это  совместная  деятельность взрослого  и  ребенка  (в  этом  я согласна  с новыми  веяниями в  образовании: ФГТ) и игре  в  ней  принадлежит ведущая  роль! 
Считаю, что  данный игровой  сюжет (именно  так  бы  я  назвала это)  был  направлен на  развитие  зрительной  памяти, внимания, речи и  частично  на  развитие  математических представлений.  По времени  он  занял  10-15  минут! За  это время  ребенок заинтересовался  домино (раньше  он такого  с  точками  не  видел), получил  массу  положительных эмоций, провел время  с  мамой (я  к  сожалению играющая  мама  с  другими  детьми, а  на  своего остается мало физических сил - ИГРА  ЭТО  ТРУД!). На  первое  знакомство с  домино  пока  достаточно, но  у  меня  уже  родились новые идеи для  использования  этого замечательного  инструмента! 
Р.S.  Иван  считает, что для  героев  фотографироваться  совсем  необязательно, поэтому наотрез отказался - имеет право! 






вторник, 25 июня 2013 г.

Султанчики и....развитие мелкой моторики!



Здравствуйте, уважаемые  читатели моего блога: коллеги, родители и ищущие новые  идеи! 
Сегодня  мне  хочется рассказать  об использовании султанчиков. Султанчик часто используют логопеды в  своей  работе  по  развитию речевого дыхания  в игре "Ветерок", но  я  не  логопед, а педагог-психолог, поэтому  и  назначение  этого  дидактического пособия будет   иное. 
Для изготовления  султанчика  мне  понадобилось: четыре  цветных карандаша основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), имеющих грани; четыре вида узкой  атласной ленты соответствующих цветов, скотч, спички  для обработки  краев  ленточки (опалить). 

Предлагаю следующие  варианты  игр:
1)  катать карандаш между ладонями и наблюдать как  ленточки  начинают кружиться:  чем  быстрей  крутишь, тем  быстрей  крутятся  ленточки;

2)  можно усложнить задание: вращать карандаш только  двумя  пальцами: например, большим  и  указательным;
3) вращать карандаш двумя  пальцами:  указательный  правой  и  указательный  левой руки (или другие  пары  пальцев)- для  самых ловких пальчиков! 



 Если приложить к уху  вращающийся  султанчик, то можно услышать его "голос"
 и ощутить  ветерок! 

4) вращать  султанчик двумя  пальцами каждой руки т.е. использовать сразу  два  султанчика - очень трудное задание! 

Практика  показала, что ребенку в  три года  очень трудно вращать карандашик отдельными пальчиками, но это упражнение ВОЛШЕБНОЕ - таким способом  мы развиваем  межполушарное взаимодействие:  оба полушария  головного мозга  начинают работать  гармонично,  что в  свою очередь способствует развитию всех познавательных процессов (речь в  первую очередь, внимание  и  т.д.)  

Итак, использование султанчиков таким образом  позволяет: развивать мелкую моторику, координированность действий  двух рук, внимание.

А как  Вы  используете  султанчики? 
Варианты  изготовления  султанчиков  можно посмотреть здесь и здесь

понедельник, 24 июня 2013 г.

Под зеленою сосной вырос домик расписной, и жила в нем белочка....(играем с детьми дома)


Недавно в  одном  из чудесных блогов Болтая ножками я  встретила изумительную работу, которая вдохновила  меня  на  создание комплекса  игр  с  детьми на  тему "В гости  к  белке". 
Из  пластиковой бутылки из-под кваса я сделала жилище  белочки, декорировав  бутылку  свежими сосновыми ветками, вырезала  дупло - дом  готов! Предложу читателям алгоритм работы  с  детьми.

1) Ввод  в  тему:  загадывание загадок  про белку.
2) Когда  ребенок отгадает загадку, то можно познакомить с Белочкой. Я использовала картинку, наклеенную на  картон  и украшенную желтой пряжей. Такой  Белочки детки  уж точно  никогда  не  видели!  Далее  ребенку  можно предложить описать Белочку. Затем  я  показала презентацию про белку.
3) Белочка очень любит давать детям интересные задания. Вот одно из них. У  белочки есть фотография, но она рассыпалась на кусочки - помоги собрать (собирание разрезной картинки).  

Я  распечатала и  заламинировала  две  одинаковые  картинки, а  одну  разрезала на  части (сколько  частей  зависит от  способности ребенка - можно начинать с  2-3  и  доводить  до 7  и  больше)

4) Белочка очень любит играть шишками - давай  и  мы  попробуем  поиграть. Ребенку  предлагается взять по одной  шишке  в каждую ручку  и по очереди  то левой, то правой рукой  забрасывать в  корзинку. Таким образом  мы  развиваем  межполушарное взаимодействие: оба  полушария начинают работать гармонично.

5) Белочка  приготовила для тебя  еще одну  игру: она хочет посмотреть какие  у  тебя  ловкие  пальчики  и  внимательные глазки. Закрась  грибочки  в  желтый цвет,  ягодки  в  красный, а  орешки  в  зеленый. Таким образом  мы развиваем внимание, усидчивость, мелкую моторику, можем  закрепить представление  о цвете. 

Таблица  на закрашивание картинок  и  рисунок  белки, наклеенный на  картон

6) Давай поиграем  пальчиками, они ведь так  долго трудились.
Эту  игру  можно посмотреть на  блоге Болтая ножками 

7) Белочка  очень  рада, что  ты  так  ловко справился  с  заданиями  и  хочет  подарить  тебе  свою  фотографию, но  она  черно-белая -  раскрась  ее, но не  красками,  а   пряжей - ведь  у  Белочки шерстка! Ребенок  намазывает  картинку  клеем  ПВА и  наносит слой  пряжи, предварительно  нарезав  ее  ножницами. Глазки  раскрашивает  как  хочет.



Когда  Белочка  готова, то можно    дать задание "Что общего  и  чем  отличаются  эти две Белочки?" - развиваем  внимание  и  мышление.

8) Давай  поможем Белочке запастись шишками! Но  наша  Белочка предлагает  тебе еще  одно  задание: брось  кубик  и  он  поможет тебе взять столько шишек, сколько  точек  на  его  грани.
В данном случае  я  закрепляю  с  ребенком  представление о числе  в  пределах трех, поэтому  максимальное  количество точек - три 
Р. S. Можно прочитать ребенку  замечательную сказку  Белочка - умелочка и  сделать иллюстрации  к ней, обсудить:  что помогло Белочке найти  ключик. 
Успехов  Вам  в  играх с  Вашими детьми! Если  есть вопросы - пишите  на  электронную почту ( адрес указан  в  правом  верхнем  углу  блога). 





воскресенье, 23 июня 2013 г.

Скоро в детский сад! (как подготовить ребенка к посещению детского сада)


Очень скоро для  многих детей  и родителей наступит долгожданный, но очень волнительный момент - ребенок  начнет посещать дошкольное  учреждение... Как все  пройдет? Сможет ли  мой  сын (дочь)  адаптироваться  к посещению детского сада? Что  мне  делать, если  мой  сыночек  (доченька) будет плакать? А вдруг?...А  если?... Примерно такие  и много  других вопросов задают себе,  психологу, воспитателю родители, отдающие  своего ребенка  в  детский  сад. Действительно, процесс  адаптации ребенка  к  посещению дошкольного учреждения очень непростой как  для  ребенка, так  и  для  родителей.  Успех прохождения  адаптационного процесса  определяется многими  факторами:  уровнем  психического развития и состоянием здоровья  ребенка, владением основных навыков  самообслуживания, наличия опыта расставания с мамой, развитием игровых навыков, готовностью мамы  отдать ребенка  в  сад, коммуникабельностью, пищевыми привычками и  т.д.   

понедельник, 17 июня 2013 г.

Радость и....пластиковые ложки (куклы радости из пластиковых ложек)


В летний  период приоритетным направлением деятельности  дошкольного учреждения является оздоровление детей, а  деятельность педагога-психолога направлена  на  укрепление психического здоровья.  Я  использую разные  формы  и методы  работы в данном  направлении,  а  сегодня  мне  хочется  поделиться одним  из них. 
Укрепляя  физическое  здоровье  воспитанников, наш  детский  сад организовал прием кислородного коктейля, а  я  воспользовалась  представленной  возможностью и  использовала   его  для  укрепления  психического здоровья!  Вы  спросите  как? Очень просто: кислородный  коктейль выдается  в  пластиковых стаканчиках и детям выдаются одноразовые  ложки, которые идеально подходят  для  изготовления  моих любимых куколок. СЕГОДНЯ  ЭТО БЫЛИ  КУКЛЫ  РАДОСТИ...  
Я  заметила, что деятельность, которая  дает  видимый  результат (продуктивная  деятельность), является  источником  радости для  ребенка, служит способом  повышения  самооценки, веры  в  себя, а  следовательно, укрепления психического здоровья. 
Нам потребовалось: пластиковые  ложки, гофрированная цветная бумага, бисер, блестки, пряжа для  волос, сеточка  от  упаковки фруктов, скотч, самоклейка.
Ход работы.
1) Ребенок делает лицо куклы:  глазки, рот, носик  из  самоклейки.
2) Изготавливаются  волосы.
В  нашей работе волосы  изготавливались двумя  способами: из пряжи
(как  указано на  фото)  и  при помощи  сеточки от фруктов (овощей)

3) Из гофрированной бумаги вырезается  круг -  юбка  куклы


Юбка  крепится  на  ложке  при помощи  бумажного скотча
4) Выполняются  бусы  для  куколки


На  проволоку  нанизываются бусинки, блестки....



Куколка готова! Вот  наши  красавицы, подарившие  радость....





Каждая  хороша  по-своему.... Процесс  создания кукол позволил повысить эмоциональный  фон детей, снизить тревожность. 




воскресенье, 16 июня 2013 г.

Дачный фотокросс: игра для всей семьи



Недавно  в   одном  из самых-самых полезных блогов - блоге  Натальи Чистоклетовой  Игры, в которые играют дети и Я я  увидела  одну  очень интересную игру - фотокросс. Правила  простые: необходимо  делать фото определенного признака  (существенного) предмета, явления и  т.д.. Такая  игра  развивает: внимательность, гибкость  и  беглость мышления, наблюдательность, позволяет закрепить представление  о цвете, форме, величине, сплачивает семью (или группу  детей, если использовать в  школе, детском  саду) и  т.д. 
В  воскресенье в данную игру  успешно  поиграла  вся  семья  Решетовых! Нас  охватил азарт: мы  искали  предмет  на  определенный признак.  Вот наш результат (только часть).












































Пришлось  поохотиться  за  этим  кадром! 















суббота, 15 июня 2013 г.

Мыльные пузыри: варианты игр


Кто не любит мыльные пузыри? Я таких пока  не  встречала, а тем более среди  детей! Мне захотелось так использовать эту  забаву, чтобы  был развивающий эффект и  у  меня  получилось. К  сожалению сделать фото не  получилось (только одно).
Вот примеры игр. 
1) Взрослый  дует пузыри, а  ребенок  считает: сколько  получилось.
2)  Ребенку  предлагается  лопнуть один  самый  маленький (большой) пузырь.
3) Ребенку  предлагается лопнуть пузырь определенным образом: мизинцем, указательным пальцем, большим  пальчиком, плечиком, носиком, ножкой (правой  или левой), лобиком, ушком  и  т.д. Можно совместить: лопнуть мизинцем  самый  маленький (большой) пузырь.
4) Лопать пузыри по команде: кто больше лопнет.
5) Выдуть  один большой  пузырь (это очень трудно!).
6) Дуть на  пузырь и  не  давать ему упасть.
Такие игры  развивают произвольность: дети учатся  управлять своим  поведением, работать  по правилам.   Кроме  этого  игры  с  мыльными пузырями способствуют развитию коммуникативных навыков: в  детском  саду  целая  группа  детей  и всем хочется  попробовать свои  силы, но пузырь нужно лопнуть один  и  по определенному  правилу - приходится  договариваться. И  самое  главное - такие игры  приносят радость детям, снимают  напряжение,  повышают  эмоциональный  фон. 

пятница, 14 июня 2013 г.

Шумящие бутылочки - 2


Слуховое  внимание является одной  из составляющих психологической базы речи. В своей работе  я уделяю большое  внимание  выбору  средств  и  методов  для  ее формирования так  как отмечается рост детей, имеющих речевые нарушения и требующих своевременной коррекции.  Считаю, что одним из самых эффективных методов  для развития слухового внимания является  использование  элементов системы Монтессори. Чтобы научить ребенка лучше ориентироваться в мире звуков, развить его слух, методика Монтессори предлагает особый дидактический материал под названием «Шумящие коробочки». Данное пособие было  изготовлено и используется  в работе  с  детьми (можно посмотреть здесь ).
У  нас  появилось еще  одно  пособие  из этой  серии т.к.  дети  очень любят  новые дидактические материалы. В  наборе четыре  пары бутылочек, наполненных разными материалами.
В  начале игры  я знакомлю детей  с  каждым  звуком, издающимся  из бутылочки 



Данная  игра  не  оставляет  равнодушным ни одного ребенка! Пришлось  выстроить очередь и все  смогли  попробовать свои  силы...




среда, 12 июня 2013 г.

Игра "Сыщик" (играем на даче)




Летом  многие  из нас много времени проводят на даче, а кто-то уезжает в  деревню. Я  предлагаю использовать такой  отдых в  развивающих целях. Для того, чтобы увлечь ребенка можно предложить поиграть в "Сыщика".

Цель игры: развитие  внимательности, наблюдательности, памяти, закрепление  понятий "ягоды", "фрукты", "овощи".
Ход игры
1) Взрослый предварительно делает фото растений из разных групп: "овощи",  "фрукты", "ягоды" и др.
2)  Ребенку  показывается  фото и  дается описание растения (ребенок  может сам  описать, а взрослый  помогает  наводящими вопросами).
3) Предлагается  найти это растение  в  саду  или огороде.
4) Подводится  итог: какие растения  были найдены, из каких  групп, как  можно определить:  где  овощ, а  где  фрукт (многие дети путают эти понятия). 
5) Можно  поменяться  ролями: ребенок  сам  делает фото, а  взрослый  находит  это растение.
6) Можно усложнить задачу: найти  именно  тот ракурс, с  которого сделано фото. 
Для  своего сына  (3,6 года)  я  приготовила  вот такие  фото.

Молодой огурчик
Свекла

 
Редис


Смородина

Груша

Виноград
Малина
Такие  игры  полезно  проводить в  разные  месяцы лета,  а  потом  сравнивать как меняются растения.
 

понедельник, 10 июня 2013 г.

Неприметная красота природы




В  центре  нашего города расположено  чудесное место - парк  культуры  и отдыха  им. Ю.А. Гагарина. Если  пройти немного вглубь, то  можно встретить много удивительных цветов, деревьев, даже  птицы  там  другие:  живут совы, а  иногда  и  заяц  пробегает! Сейчас  в  парке  цветет много цветов....
Можно встретить целые  полянки колокольчиков...

.. и  земляничные  полянки



И даже  вот такое чудо природы

Растет даже  сосна-близнец

Вот такие  чудеса  таит  в  себе парк,  в  который  мы  чаще  всего ходим  только  за  развлечениями....А  какой  воздух  в  глубине  парка....... 

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...